Yugen Landscape Journal
икэбана

Камимура Юрико

Икебана школы Согэцу на Сахалине: становление и пути развития

мастер икебаны школы Согэцу, степени Комон,
член STA — Международной ассоциации икебана Согэцу, г. Токио (Япония),
член Хоккайдской ассоциации икебана Согэцу, г. Саппоро (Япония),
член Московского филиала школы Согэцу,
руководитель Арт-студии икебана Soko, г. Южно-Сахалинск
12+

Ikebana of the Sogetsu School in the Sakhalin region: formation and development paths

Ikebana Master of the Sogetsu School, Komon Degree
Member of the STA – International Sogetsu Ikebana Association, Tokyo (Japan)
Member of the Hokkaido Sogetsu Ikebana Association, Sapporo (Japan)
Member of the Moscow Branch of the Sogetsu School
Head of the Soko Ikebana Art Studio, Yuzhno-Sakhalinsk, Russia

Yuriko Kamimura

Работа с выставки, г. Саппоро, 2019 г.
14 мая 2025

Due to cultural exchange with Japan, Sakhalin has become an important center for the development of Ikebana art, specifically the Sogetsu School. The Ikebana courses, launched in 2002 at the Japanese Consulate, marked the beginning of its popularization on the island. The Soko Art Studio is actively promoting this art by organizing exhibitions, participating in international projects, and collaborating with Japanese masters. Ikebana in Sakhalin continues to attract interest, strengthening cultural ties between Russia and Japan, and finding applications in various aspects of islanders' lives.

publication online: may 14, 2025
Сахалин – восточный рубеж России, уникальный островной регион, известный своей богатой природой и разнообразным культурным наследием. Удаленный от материка, окруженный водами Тихого океана, он известен суровым климатом, но также славится культурной жизнью, в которой важное место занимают выставки, спектакли, фестивали и концерты. Среди этих событий особое внимание уделяется японскому искусству икебаны. Благодаря географической близости острова к Японии, оно стало значимой частью жизни и культурным феноменом на Сахалине.

Икебана, как часть древней японской культуры, своими корнями уходит в буддийские ритуалы и философию. Однако ее популяризация на Сахалине началась сравнительно недавно – в основном благодаря культурному обмену с Японией, который активизировался во второй половине XX века. С 1905 по 1945 годы Южный Сахалин находился под контролем Японии, что оказало значительное влияние на местные традиции. После Второй мировой войны и возвращения Сахалина в состав СССР японское влияние ослабло, а в 1990-е годы оживился культурный обмен между странами, и икебана в нем стала одной из ключевых составляющих.

Началом современного этапа этого взаимодействия стало открытие курсов икебаны в 2002 году при консульстве Японии в Южно-Сахалинске. Занятия по икебане открыли жителям острова двери в мир древнего искусства. Школа Согэцу, известная в Японии своим демократичным подходом, сразу завоевала симпатии. Мастера Согэцу на Сахалине до сих пор с особой теплотой вспоминают консула Японии Нацуи Сигэо и его супругу Юрико. Они принимали участников курсов с искренней доброжелательностью, создавая атмосферу, в которой постигались азы прекрасного искусства составления цветочных композиций. Занятия помогли глубже понять японскую культуру и полюбить икебану на всю жизнь.
Рис. 1. Консул Японии Нацуи Сигэо с супругой Юрико, г. Южно-Сахалинск, 2007 г. (фото из личного архива автора)
С самого начала курсы икебаны при консульстве Японии стали отправной точкой для творческих связей между Россией и Японией. Сахалинцы всегда интересовались японской культурой, что подтверждается их активным участием в различных мероприятиях в Южно-Сахалинске, таких как Дни Японии или Фестиваль японского кино. Икебана стала важной частью этих мероприятий и, неизменно, украшением происходящего.

Для многих мастеров икебана стала не просто искусством, а образом жизни, способом создать гармонию через уважение к природе. Воспоминания о детских заботах, связанных с цветами и украшением дома, впоследствии превращаются в философию, где каждая веточка и каждый цветок находят свое место в композиции, символизируя единство человека и природы.

Для школы Согэцу, основанной в 1927 году Софу Тэсигахарой, характерен уникальный подход. В отличие от более традиционных школ, таких как Икэнобо или Охара, она ориентирована на современные течения в искусстве, предлагая ученикам свободу эксперимента с материалами, стилями и формами. «Икебана может быть создана кем угодно, где угодно и из чего угодно» – этот принцип лежит в основе философии школы Согэцу, не ограничивая учеников строгими канонами.

Особую роль в распространении икебаны на Сахалине сыграла А. С. Кудряшова, одна из первых, кто прошел обучение в Токио и вернулся на Сахалин, чтобы обучать других. Ее усилиями были организованы первые выставки, давшие толчок развитию этого искусства на острове. Внимание заслуживает фестиваль «Цветы Сахалина», который привлек не только местных жителей, но и гостей из Японии. За свой вклад в развитие культурных связей А. С. Кудряшова была удостоена Ордена Восходящего солнца – Серебряные лучи, награды правительства Японии.
Рис. 2. Сахалинская команда школы икебана Согэцу (фото из личного архива автора)
Международный фестиваль «Цветы Сахалина» в 2007 году стал важным этапом в развитии межкультурного взаимодействия. На этом мероприятии мастера познакомились с Нисимурой Такако, президентом Хоккайдской ассоциации икебаны, которая в дальнейшем стала наставником для многих учеников. Благодаря ее мастер-классам ученики смогли повысить уровень мастерства по искусству икебаны. Визиты Т. Нисимуры всегда сопровождались аншлагами на занятиях, семинарах и выставках. По сей день она остается связующим звеном между сахалинскими и японскими мастерами.
Рис. 3. Совместная икебана с профессором икебана Нисимура Такако (фото из личного архива автора)
Особенно запомнилась поездка в Японию в 2011 году, когда по приглашению Хоккайдской ассоциации икебаны сахалинские мастера приняли участие в выставке, посвященной 10-летию пребывания Тэсигахара Аканэ на посту главы школы Согэцу. Участие в этом мероприятии в г. Саппоро стало честью для нас, ведь это была наша первая выставка в Японии.
Рис. 4. Работа с выставки, г. Саппоро, Япония, 2011 г. (фото из личного архива автора)
Именно после этой поездки в 2013 году было решено открыть студию икебаны в санатории «Синегорские минеральные воды» в г. Южно-Сахалинск. Этот смелый эксперимент по внедрению искусства икебаны в реабилитационные программы оказался чрезвычайно успешным. Для пациентов, перенесших инсульты и инфаркты, занятия с цветами и природными материалами стали не только способом развить моторику, но и способом эмоционального восстановления, что значительно ускоряло их выздоровление. Это искусство стало путем к гармонии и душевному покою. Многие из тех, кто впервые прикоснулся к икебане в этой студии, продолжили обучение и, достигнув высокого уровня мастерства, сами стали преподавателями и наставниками.

Летом 2013 года ученики арт-студии с японскими мастерами из Хоккайдо во главе с Нисимурой Такако участвовали в международной выставке «Цветы/Flowers-IPM» на ВВЦ в Москве, представив свои работы на столичной арене. Это событие открыло новые возможности для налаживания связей с другими филиалами школы Согэцу в России.
Рис. 5. Работа с выставки, г. Москва, 2013 г. (фото из личного архива автора)
С 2016 года арт-студия Soko проводит ежегодные выставки «Весенняя рапсодия» и «Осенний калейдоскоп», а в 2018 году был запущен проект «Краски лета», который быстро обрел популярность. В 2024 году в выставке приняли участие мастера из двух московских филиалов школы Согэцу, а также преподаватели и выпускники московской школы «Восток-Запад». Тем самым выставка приобрела статус межрегиональной.
Рис. 6. Работа с выставки, г. Саппоро, Япония, 2019 г. (фото из личного архива автора)
Рис. 7. Работа с выставки, г. Саппоро, Япония, 2023 г. (фото из личного архива автора)
На Сахалине сейчас существуют две группы, занимающиеся икебаной в стиле Согэцу: группа А. С. Кудряшовой и арт-студия Soko. Наши коллективы активно взаимодействуют, принимая участие в выставках, мастер-классах и совместных творческих встречах. Участники обеих групп обмениваются опытом и оказывают поддержку друг другу, совместные проекты и обмен идеями способствуют совершенствованию их мастерства, привнося новые техники и вдохновение.
Рис. 8. Командная работа Арт-студии Soko на выставке «Три параллели», г. Москва, 2023 г. (фото из личного архива автора)
Рис. 8. Проведение мастер-класса, г. Москва, 2023 г. (фото из личного архива автора)
Искусство икебаны на Сахалине продолжает развиваться, привлекая все больше людей, интересующихся японской культурой и философией. Регулярные выставки, показательные демонстрации композиций и мастер-классы способствуют росту интереса к этому искусству. Количество участников и зрителей на сахалинских мероприятиях по икебане растет, что подтверждает ее актуальность и востребованность. Преподаватели и ученики арт-студии Soko неоднократно убеждались, что икебана находит применение во многих сферах: от ландшафтного дизайна и флористики до медицины, оформления интерьеров и даже психологии. Благодаря усилиям мастеров арт-студии Soko, последователей школы Согэцу, сахалинская икебана укрепляет свои позиции на международной арене.
Рис. 10. Участие в выставке икебаны, г. Саппоро, 2024 г. (фото из личного архива автора)
Рис. 11. Выставочная работа к 30-летию Московского филиала школы Согэцу, г. Москва, 2024 г. (фото из личного архива автора)
Икебана на Сахалине прошла долгий путь развития от первых курсов и небольших выставок до признания за рубежом, продвигая идею гармонии между человеком и природой через искусство. В планах мастеров школы Согэцу на Сахалине – дальнейшее развитие своей деятельности, а также участие в праздновании 100-летия школы Согэцу в 2027 году в Токио.
  1. Воронкова, Л. Ю. Игра в Согэцу. М.: 2021. 231 с.
  2. Министерство культуры и архивного дела Сахалинской области : официальный сайт. URL: https://culture.admsakhalin.ru (дата обращения: 10.09.2024).
  3. Страницы истории // Сахалин и Курилы : информационный портал. URL: http://www.sakhalin.ru/Region/history.html (дата обращения: 10.09.2024).
  4. Sogetsu.or.jp : официальный сайт школы икебана Согэцу. Токио. URL: https://www.sogetsu.or.jp (дата обращения: 10.09.2024).
Все материалы предоставлены автором. Статья опубликована по итогам международной конференции «В соавторстве с Природой» в рамках «WID-2024 — Международных дней интерьерного дизайна во Владивостоке», 2024, г. Владивосток.
Для цитирования:
Камимура, Ю. Икебана школы Согэцу на Сахалине: становление и пути развития // Yugen Landscape Journal : электронный журнал. 2025. № 3. URL: https://yugenlandscape.ru/2025/kamimura-ikebana-shkoli-sogetsu-na-sakhaline. Дата публикации: 14 мая 2025.

For citation:
Kamimura, Yu. Ikebana of the Sogetsu School in the Sakhalin region: formation and development paths. Yugen Landscape Journal. 2025, No. 3. URL: https://yugenlandscape.ru/2025/kamimura-ikebana-shkoli-sogetsu-na-sakhaline.
партнёр выпуска: Приморское краевое отделение ООО «Союз Дизайнеров России»
О журнале
Электронное сетевое периодическое научно-популярное издание «Yugen Landscape Journal», №3, 2025
Учредитель и издатель
C.А. Мостовой
Главный редактор
C.А. Мостовой
Редакционный совет
Н.В. Ершова, канд. экон. наук
М.Е. Игнатьева, PhD (Австралия)
Д. Иманиси, PhD (Япония)
А.С. Мостовая, канд. ист. наук
С.А. Мостовой, канд. ист. наук
Зам. гл. редактора
А.С. Мостовая
Дизайн и верстка
С.А. Мостовой
Дата публикации
14 мая 2025 г.
На обложке
Райский сад («Сад цветов, камней и воды») в холле Штаб-квартиры школы икэбана Согэцу (Sogetsu Kaikan), Токио, арх. Исаму Ногучи (Фото: © С.А. Мостовой)
Обратиться в редакцию
yugenland@mail.ru
(984) 146-40-52
Официальный сайт
yugenlandscape.ru
Регистрация
ISSN 2782-5388
Сетевое издание зарегистрировано в Роскомнадзоре. Рег. № СМИ Эл № ФС77-80766 от 09 апреля 2021 г.
Авторские права
Перепечатка, воспроизведение и иное использование опубликованных материалов допускается только с разрешения редакции и при соблюдении действующих норм защиты авторских прав. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Редакция не несёт ответственность за точность и достоверность сведений, приводимых авторами.
© Yugen Landscape Journal (СМИ), 2025
Все права защищены