Один из них, Рю Исикава, вспоминает, какое неизгладимое впечатление на него оказали слова Софу: «Смотрите на красивые вещи. И испытайте лучшее в жизни переживание». Исикава пишет, что именно эти слова повлияли на его творческую деятельность. Он призывает: «Независимо от возраста и опыта, находите время, чтобы соприкасаться с произведениями, которые являются лучшими. И не только в икэбане». Однажды, вскоре после того, как Исикава начал брать уроки Согэцу, он случайно проходил мимо персональной выставки Софу. У него был выбор в тот день: заплатить за билет на выставку и зайти внутрь, или потратить деньги на поезд до дома. Он решил зайти внутрь. И перед ним открылся мир Софу. Все вокруг вдохновляло. Он ощутил восторг. Так началась новая жизнь Рю Исикава – в день, когда он непосредственно соприкоснулся с «настоящим».
Когда читаешь о Софу и знакомишься с его творчеством, может показаться, что он был чрезвычайно смелым и уверенным в себе человеком. Однако, ему были присущи глубокая скромность и критическое отношение к себе. Вот как вспоминает Софу один из известнейших мастеров современной японской керамики Киёюки Като: «Однажды Софу приехал ко мне в мастерскую в Сэто. Мне запомнилось, как необычно он прикасался к глине. Он проверял текстуру глины, нежно касаясь ее ладонью и кончиками пальцев. Он пытался ощутить глиняную массу всем телом. Казалось, он дышал в унисон с мягкой глиной. Софу создал около двадцати небольших статуэток и сказал мне, что это божества. Он оглядел мои работы и медленно пробормотал про себя: «Я создавал икэбану, рисовал, гравировал печати, лепил и писал каллиграфию. Но в результате только каллиграфию я могу прочувствовать до конца». Затем, спустя мгновение, он торжественно сказал: «Остальное – так себе». И эти слова исходили от гения! Эти слова научили меня тому, как важно быть строгим к самому себе. Через несколько дней я навестил его ателье, и Софу сказал: «Мой контакт с глиной на днях показал, что мои наблюдения за керамикой до сих пор были недостаточно глубокими». И это говорил человек, который держал в руках множество антикварных ваз и обладал проницательным взглядом на современную керамику!» [3, с. 85].
Личность Софу настолько масштабна и многогранна, что о нем можно было бы написать не одну книгу. Всякий раз, читая о нем, открываешь для себя что-то новое и неизведанное. Его творчество было настолько глубоким и парадоксальным, что каждый раз раскрывается удивительными гранями и смыслами.
В заключении хотелось бы поделиться советом Софу Тэсигахара, обращенным ко всем, кто идет по пути Согэцу: «Создавайте маленькие работы, большие работы, свободные работы и работы, ориентированные на технические приемы. Если вы сохраните это сознание при ежедневных занятиях, ваши работы будут разнообразными. Люди склонны держаться за то, за что их хвалят. Будьте осторожны. Это может сузить ваш мир. В целом, люди рождаются с примитивным, и, одновременно, утонченным восприятием мира. Нам нужно развивать обе стороны, одной недостаточно. Эта двойственность прослеживается и в истории Японии. Эта двойственность встречается и в глиняной посуде. Сначала был стиль Дзёмон. У главного входа в Согэцу Кайкан представлена пылающая копия посуды в стиле Дзёмон [здесь он писал о старом здании Центра искусств Согэцу]. Она олицетворяет дикую сторону человеческих существ. Затем грубая, бугристая текстура, характерная для этого стиля, была заменена гладкой, нежной текстурой стиля Яёй. Эти стили олицетворяют дуализм японского народа. Я думаю о них как о двойственных сторонах человека. В каждом из нас есть две стороны. Развивайте их одновременно. Тогда вы станете выдающимися икэбанистами. Оттачивайте свои навыки, чтобы уметь переключаться с одной стороны на другую. Возможно, у вас не получится жонглировать ими, но старайтесь поддерживать баланс по ходу дела».
К 100-летию школы Согэцу
Сегодня Согэцу является одной из ведущих и авторитетных школ в икэбане с филиалами в 38-ми странах и регионах, со 120-ю отделениями и учебными группами. Девиз школы – «Икебаной Согэцу может заниматься любой человек, в любое время и в любом месте, используя любой материал». Икебану Согэцу можно создать везде: в гостиной, на кухонном столе, в холле отеля или в банкетном зале. Можно оформить витрины магазинов и огромные общественные пространства. Икэбана Согэцу подойдет для любого пространства, японского или западного, и обогатит и оживит любую атмосферу.
Нынешний руководитель школы Аканэ Тэсигахара вспоминает слова основателя: «В икэбане цветы становятся людьми». Эти слова Софу Тэсигахара являются отправной точкой Согэцу. «Сердце человека, создающего икэбану, отражается непосредственно в его композиции, и икэбана становится этим человеком. Вот почему Согэцу бесконечно широка и глубока, раскрепощена и увлекательна. С того самого момента, когда вы хотите выразить что-то с помощью цветка в руке, начинается мир вашего собственного творения. Всегда новое, всегда прекрасное. Искренне надеюсь, что в стремительное, постоянно меняющееся сегодняшнее время мы сможем делиться радостью творчества с растениями в руках с как можно большим количеством людей по всему миру».
2027 год, когда школа Согэцу будет праздновать свое 100-летие, не за горами. Мастера Согэцу во всем мире с нетерпением ждут эту знаменательную дату, продолжая создавать свои прекрасные творения каждый день. Очень скоро весь мир будет отмечать юбилей выставками, демонстрациями, мастер-классами, лекциями, напоминая всем нам, что икэбана является самым мирным видом искусства, универсальным языком красоты и гармонии, объединяющим всех людей на Земле. И хочется верить, что красота цветов, красота икэбаны поможет сделать этот мир лучше, безопаснее и гармоничнее.