Yugen Landscape Journal
икэбана

Лапшина Ольга Александровна

Школа икебаны Согэцу — новое звучание

мастер икебаны школы Согэцу, демонстратор, независимый исследователь, г. Москва
12+

Sogetsu Ikebana School — a new sound

Master of Ikebana of the Sogetsu School, demonstrator, independent researcher, Moscow, Russia

Olga A. Lapshina

Икебана в Художественном музее Югавара, 2022 г. Hana-project (фото: ©hana-project.jp)
14 мая 2025

The article is addressed to the study of the Ikebana Sogetsu School, which represents an innovative approach to the traditional Japanese art of flower arrangement. The article examines the history of the origin and development of ikebana, reveals the philosophy and basic principles of this art. Special attention is paid to the creation and operation of the Moscow branch of the Sogetsu School, its role in the popularization of ikebana in Russia. The sources of inspiration for the creation of modern ikebana compositions in the global context and in Russian reality are analyzed. The author’s project "Art-ikebana" is presented, aimed at immersing the viewer in the world of ikebana through exhibitions and demonstrations of ikebana, as well as at expanding the boundaries of art through collaborations with other types of art. The article is aimed at a wide range of readers interested in Japanese art, culture and philosophy, as well as modern trends in the art world.

publication online: may 14, 2025

Посвящается 30-летнему юбилею Московского филиала Согэцу



Икебана – японское искусство аранжировки цветов, символизирующее гармонию и баланс. Это древнее искусство составления композиций из растений. Это не просто создание цветочных композиций, а философия, отражающая глубокую связь с природой и стремление к внутреннему покою. Каждый элемент здесь – цветок, ветка, линия вазы и даже пространство вокруг – наполняется глубоким смыслом, стремясь к слиянию с природой.

В Японии существует множество школ икебана, но основными, считаются три школы: Икэнобо, Охара и Согэцу.


О школе икебаны Согэцу


Школу икебаны Согэцу (букв. «Трава и луна») Софу Тэсигахара основал в 1927 году (рис. 1). Это самая молодая и авангардная школа икебаны. Софу воплотил новый подход к созданию композиций из растений, включил в свои работы новые технические приемы расстановки цветов и материалов.
Рис. 1. Софу Тэсигахара (фото: ©sogetsu.or.jp)
Мастер впервые использовал не только живые ветки и цветы, но и листья, корни, коряги, стволы, ошкуренные и высушенные части деревьев и лиан (рис. 2). Также впервые за всю историю икебаны он начал использовать неживой материал: камни, железо, пластик, бумагу, перья, проволоку и т.п.
Рис. 2. Софу Тэсигахара. Orochi (змея), 1965–1966 гг. (фото: ©sogetsu.or.jp)
Софу также был хорошо известным в Японии и во многих странах скульптором, так что не случайно икебану он считал искусством, ближе всего стоящим к ваянию. Его новые идеи быстро распространились не только в Японии, но и за ее пределами.

В настоящее время школа Согэцу играет ведущую роль в мировой икебане, она обучает студентов и преподавателей по всей Японии и за рубежом, у нее более миллиона последователей. На данный момент школа Согэцу имеет 120 отделений и SG учебных групп в 38 странах и регионах. Главный девиз школы: «Икебана Согэцу может быть создана в любое время, в любом месте, кем угодно».

После ухода из жизни Софу Тэсигахара (1979 г.) главой школы Согэцу стала его дочь Касуми, но через 9 месяцев она скончалась. Бразды правления взял ее старший брат Хироси Тэсигахара – известный кинорежиссер, а затем выдающийся мастер икебана. 14 апреля 2001 года его не стало. Сегодня глава школы Согэцу – его талантливая дочь Аканэ Тэсигахара.

В 2027 году исполняется 100 лет со дня основания школы Согэцу, в 2024 году – 30 лет со дня создания Московского филиала школы Согэцу.


Как все начиналось


Московский филиал Ассоциации преподавателей школы Согэцу был образован в апреле 1994 года при содействии школы Согэцу и Посольства Японии в России на базе Московского клуба «Икэбана». Почетными членами филиала являются старейшины движения икебана в России – Нина Павловна Николаенко и Нина Владимировна Наумова [1]. В Московский филиал Согэцу вошли 11 человек – членов Ассоциации преподавателей Согэцу, которым от имени школы было предоставлено право преподавания этого искусства [3]: Н. П. Николаенко, Н. В. Наумова, М. Антохина, Л. Артемьева, Т. Задворная, Е. Кильчевская, Г. Кузнецова, Н. Тихомирова, О. Файтлина, Н. Фатеева, О. Фомичева. Экзамен проводил Тосиюки Оки – инструктор штаб-квартиры школы Согэцу в Токио, после которого и было отобрано 11 чел.

Начав свою работу как небольшая группа энтузиастов, Московский филиал Согэцу вырос в крупную организацию, объединяющую ныне более 60 чел. Многообразны области деятельности филиала: выставки, демонстрации, мастер-классы в Москве и других регионах России, преподавательская работа, публикации в журналах. Российские мастера икебана получили международное признание. Они неоднократно посещали школу Согэцу в Токио, принимали участие в лекциях и семинарах, выставках. Так же часто мастера-инструкторы из Японии приезжали в нашу страну.

Главными событиями икебана Согэцу в России и за рубежом всегда были выставки. За 30-летнюю историю Московского филиала Согэцу ежегодно проводилось много выставок на самых престижных площадках нашей столицы, таких как Государственный музей Востока, Государственный Дарвиновский музей, «Галерее на Солянке», Государственный Биологический музей имени Тимирязева, ЦДХ на Крымском Валу, Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева.


Новые горизонты


В 2027 году школа Согэцу отметит свой вековой юбилей. В преддверии этой важной даты школа в Токио под руководством иэмото Аканэ Тэсигахара инициировала обсуждение, приглашая мир задуматься: «Что такое Согэцу?», рассмотрев с разных точек зрения – история, философия, обучение и конечно творческую деятельность (рис. 3). Это вопрос, который побуждает глубже вникнуть в суть Согэцу, как искусства, способного пробудить самовыражение, расширить горизонты и стать связующим звеном между культурой и природой. Вдохновленные девизом «Что такое Согэцу», мы стремимся через творческую и выставочную деятельность, а также через коллаборации с другими видами искусства, раскрыть многогранность и актуальность икебаны Согэцу.
Рис. 3. Афиша 103-ей ежегодной выставки Согэцу «Что такое SOGETSU?» в торговом центре Nihombashi Takashimaya, Токио, октябрь 2022 г. (фото: ©sogetsu.or.jp)
Время не стоит на месте, и изменения, происходящие в мире, вынуждают трансформироваться и искусство икебаны. Эти изменения являются элементами общей эволюции искусства, адаптированные к новым условиям и вызовам. В январе 2002 года Аканэ Тэсигахара создала проект Hana-project, ориентированный на интеграцию икебаны с другими видами искусства (например, театром, кино, скульптурой, интеграция в общественные и коммерческие пространства).

Это была не новая идея, ее начал использовать Софу Тэсигахара, а продолжил в 1959 году Хироси Тэсигахара, который создал «Центр искусств Согэцу» (Sogetsu Art Center), призванный способствовать синтезу различных видов искусства. Центр был основан с целью предоставить пространство, где художники различных жанров и направлений могли собираться, создавать, выставляться и делиться своим искусством.

Во время визита в Бельгию в 2016 году иэмото Аканэ Тэсигахара любезно ответила в письменном виде на собранные с помощью социальных сетей 7 вопросов учителей и учеников Согэцу:

«Вопрос 2: Какой источник вдохновения для икебаны вы используете, когда ничего другого не работает?»

«Наслаждайтесь разными вещами помимо икебаны, такими как картины, скульптуры, фильмы, театры... Поместите себя в совершенно другую обстановку и перезагрузите свои ощущения.»

«Вопрос 3: Какова наиболее эффективная стратегия школы Согэцу по популяризации икебаны в мире?»

«Излишне говорить, что постоянная деятельность важна, но важнее активно распространять информацию вовне, а не заглядывать внутрь себя. Для этого мы будем искать сотрудничество с другими категориями (например, другими формами искусства, помимо икебаны, сценическим представлением) и привлекательными местами и уделять больше внимания созданию произведений, включающих «силу места». Новый «Учебник 5» содержит учебный план, необходимый для изучения этих вещей. Пожалуйста, с нетерпением изучайте» [4].
Рис. 4. Опыт демонстрации икебаны TCVB/Международный форум, 2013 г. (фото: ©hana-project.jp)
Ответы на вопросы подчеркивают важность разнообразия источников вдохновения и активного распространения знаний об икебане для ее популяризации. Когда традиционные подходы не дают результата, вдохновение можно искать в искусстве, театре, кино или других сферах, чтобы перезагрузить восприятие и дать новую жизнь творческим поискам. Что касается стратегии школы Согэцу, то она ориентирована на внешнюю активность, сотрудничество с другими искусствами и создание уникальных произведений.

Появление новых галерей и выставочных залов в последние годы, расширяет возможности продвижения этого искусства в самостоятельном направлении и в коллаборации с другими видами искусств.


Проект «Арт-икебана»


В 2023 году в России появился новый творческий проект «Арт-икебана». Автором и вдохновителем проекта выступила Ольга Лапшина, член Московского филиала Согэцу. Данный проект направлен на популяризацию икебаны как живого и динамичного искусства. Регулярные выставки и демонстрации позволяют широкой аудитории увидеть разнообразие и красоту икебаны, создавая площадки для творческих лабораторий. Здесь мастера икебаны могут расширить границы традиционного искусства.

Проект «Арт-икебана» объединяет мастеров икебаны школы Согэцу по принципу добровольного творческого союза, основанного на свободе участия: здесь нет постоянного состава, а каждая встреча объединяет людей, пришедших по зову сотворчества и общему вдохновению темой. Это союз, где каждый выступает от души, где взаимодействие рождается из искреннего интереса, и благодаря этому каждая площадка оживает и наполняется уникальной энергией.

Для мастеров икебаны и художников участие в выставках – это возможность выйти за рамки своих личных границ и поделиться своим уникальным видением с широкой аудиторией. Выставки создают условия для открытого диалога со зрителем, где каждая работа становится отправной точкой для размышлений и эмоциональных переживаний. Это позволяет продемонстрировать живое искусство, где композиции, зависящие от времени года и природных материалов, обретают новую жизнь в пространстве галереи, вдохновляет зрителей, позволяя им глубже понять философию и эстетику икебаны. Выставки и демонстрации способствуют обмену идеями, укрепляют взаимосвязь между разными направлениями искусства и позволяют каждому участнику обогатить свое мастерство, восприняв новые взгляды и подходы.

Первой и удачной выставкой проекта «Арт-икебана» стала выставка «Пространство абстракций»», которая прошла со 2 по 26 февраля 2023 года. Она была представлена в рамках IV Московского салона абстрактного искусства «ARTABS 2023» в выставочном зале центра искусств «ART-коробка». Участниками выставки стали члены двух московских филиалов школы: Московский филиал Согэцу, филиал в МАРХИ (Центр Округ Бранч), а также Культурный центр «Японский дом». Они представили арт-объект из четырех кубов (2 х 2 х 2 м) на тему «Личное пространство».
Рис. 5. Выставка «Пространство абстракций» IV Московский салон абстрактного искусства «ARTABS 2023» в выставочном зале Центра искусств «ART-коробка», проект «Арт-икебана», г. Москва. Авторы: Чинара Мандузбаева с учениками, Культурный центр «Японский дом», февраль 2023 г. (фото: ©Алексей Попов)
Рис. 6. Выставка «Пространство абстракций» IV Московский салон абстрактного искусства «ARTABS 2023» в выставочном зале Центра искусств «ART-коробка», проект «Арт-икебана», г. Москва. Авторы: Людмила Воронкова с учениками, филиал школы Согэцу в МАРХИ (Центр Округ Бранч), февраль 2023 г. (фото: ©Алексей Попов)
Выставка абстрактного искусства оказалась интересна мастерам икебаны тем, что она призывает к полному освобождению от привычных форм и шаблонов, открывая путь к чистому самовыражению. В абстракции нет строгих правил или предписаний, и это перекликается с философией икебаны, где ключевыми элементами являются естественная асимметрия, спонтанность и баланс. Для мастеров икебаны абстракция позволяет углубить исследование линий, пространств и цветовых сочетаний, подчеркивая уникальные качества каждого элемента в композиции, а также – связь между природой и внутренним миром – личным пространством.

За 2023 год в рамках проекта «Арт-икебана» свободные участники мастера икебаны смогли попробовать себя на многих новых интересных, значимых площадках Москвы: Сколково, Винзавод, галерея Art-Maison, Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород», Культурный Центр Института востоковедения РАН. С каждой новой выставкой рос и кураторский опыт.

Интересная новая коллаборация проекта «Арт-икебана» состоялась в мае 2024 года в стенах Всероссийского музея декоративного искусства. Сегодня очевидно прослеживается тенденция, когда известные музеи перестают быть просто местами хранения исторических артефактов и произведений искусства, а превращаются в живые арт-пространства, в которых реализуются различные творческие идеи и инновационные проекты. «В XXI веке музей должен переосмыслить свои миссию, ценности, заявить о своем месте в современном мире, научиться работать с новыми аудиториями, применять нестандартные методы и технологии», – считает директор Всероссийского музея Декоративного искусства (ДПИ) Е. В. Титова [2].

Яркой иллюстрацией такого преображения стал IV Фестиваль современного российского искусства и дизайна «Игры цвета», прошедший 18–26 мая 2024 года в ДПИ, где мастера проекта «Арт-икебана» гармонично вписали свои творения в традиционную музейную экспозицию. Вниманию посетителей предстали десять залов удивительных цветочных впечатлений. Организатором мероприятия выступило творческое объединение «АРТКРУГОМ» при участии «Арт-икебана». Открытие состоялось в рамках международной культурно-образовательной акции «Ночь музеев», которая ежегодно собирает тысячи посетителей по всему миру. Появился новый опыт не только освоения творческих площадок, но и объединения с творческими союзами разных художественных направлений.

Свои эксперименты на выставке представили как начинающие, так и уже заслужившие признание российские художники и дизайнеры (живопись, керамика, арт-объекты, предметы интерьера, мебель), а также мастера икебаны школы Согэцу.
Рис. 7. IV Фестиваль современного российского искусства и дизайна «Игры цвета», проект «Арт-икебана», г. Москва, ДПИ, май 2024 г. «Желтая комната». Авторы: Яна Белова, Ольга Маркова, Творческая группа «Коя» Икебана/керамика (фото: ©Елена Кузнецова)
Летом 2024 года проект «Арт-икебана» пригласили на VK fest2024. Впервые японские искусства были представлены на мультиформатном фестивале в Москве под эгидой крупнейшей социальной сети России — BKонтакте. Это был новый опыт участия в крупном городском проекте федерального значения. Партнерами «Арт-икебана» выступил коллектив «Клуб влюбленных в Японию». Необходимо было представить помимо икебаны и другие виды японских традиционных искусств: танец, плетение из шнура-кумихимо, каллиграфию, живопись суми-э.

VK Fest2024 дважды занесли в книгу рекордов России. Во-первых, по числу выступавших артистов, групп и блогеров — всего 277 чел. Во-вторых, по количеству активностей в рамках фестиваля — здесь работала 161 дополнительная площадка. Средний возраст посетителей составил 28 лет. VK Fest2024 — это проект с единым стандартом. Поэтому четко прослеживается общий формат — подбор топовых звезд, фирменный стиль, оформление, продвижение — это единый проект для всех городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Красноярска и Уфы.

Для куратора проекта «Арт-икебана» это был неоценимый опыт. Аккредитация, видеоконференция с организатором, утверждение локации, элементов оформления шатра, программы мероприятия требовали большой ответственности — быть частью такого масштабного события.


Погружение в искусство: от выставок к демонстрациям


Любая выставка — это всегда событие: интерес к ней станет еще выше, если будет насыщенная программа: лекции, экскурсии и демонстрации. Примером удачного решения этой задачи стала выставка «Три параллели» в феврале 2024 года, в рамках V Московского салона абстрактного искусства «ARTABS 2024» в Центре искусств «ART-Коробка». Здесь проект «Арт-икебана» выбрал сразу несколько форматов активностей: демонстрация и лекция-демонстрация.

«Здравствуйте, господин Мондриан!» — такую тему выбрали мастера икебаны для лекции-демонстрации в рамках финисажа, взяв за основу картины художника Овакима Сехпосяна, персональная выставка которого проходила в это время в Центре искусств «ART-Коробка».

В композиции икебана Ольга Лапшина попыталась передать простые формы культовых сеток и цветов Мондриана через конструктив из черного бамбука с квадратами и прямоугольниками плотного крашенного картона, заполненные яркими цветами — красным и серым. Белый цвет проявился через цветы гипсофилы и кустовую гвоздику. Кроме того, была использована ткань, как отсыл к кимоно и одежде. Последним штрихом стал узел счастья, завязанный из Обидзимэ — специального шнурка пояса оби для кимоно.

Приглашенным лектором была известный коллекционер кимоно, член Ассоциации искусствоведов России Наталья Бакина. Параллелями стали: Мондриан, кимоно, икебана (рис. 8, 9).
Рис. 8. Лекция-демонстрация «Абстракция в кимоно. Кимоно как источник вдохновения для икебаны в абстрактном стиле», V Московский салон абстрактного искусства «ARTABS 2024» в Центре искусств «ART-Коробка», проект «Арт-икебана», г. Москва, май 2024 г.
Автор икебаны Ольга Лапшина. Кимоно представлено Натальей Бакиной (фото: ©Алена Светлова)
Рис. 9: а) Лекция-демонстрация «Нарушая правила: свободный стиль кимоно. Кимоно как абстракция», V Московский салон абстрактного искусства «ARTABS 2024» в Центре искусств «ART-Коробка», проект «Арт-икебана», г. Москва, май 2024 г. На фото Анастасия Бакина. Кимоно представлено Натальей Бакиной. Автор картин Оваким Сехпосян (фото: ©Ольга Лапшина);
б) Пит Мондриан. Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим, 1921 г. (©designstory.ru)
Керамика как пример творческого диалога культур


Искусства керамики и икебаны связаны, поскольку оба они черпают вдохновение в природе через использование естественных форм и материалов. И керамика, и икебана сохраняют природные материалы – глину, растения, ветви, цветы. В обоих искусствах важна не только форма, но и текстура, цвет, а также сила линий и изгибов, подчеркивающих природное совершенство.

Керамические сосуды – важная часть икебаны, так как они не только используются для установки растений, но и подчеркивают ее идею, обогащают ее и создают правильно завершенные образы.
Рис. 10. Работа Хироси Тэсигахара. Цветочные материалы: черная сосна, камелия, ваза — цилиндрическая керамика (фото: ©fujingaho.jp)
Здесь нельзя не вспомнить про Хироси Тэсигахара – третьего иэмото школы икебана Согэцу. Великий мастер соединил икебану, скульптуру, керамику и ландшафтные инсталляции, продолжая дело своего великого отца. В 1973 году он открыл собственную гончарную мастерскую в городе Этидзэн (преф. Фукуи). Хироси отказался от использования гончарного круга, отдав предпочтение полностью ручному производству. Мастерская существует до наших дней [5].

Соединить эти два искусства удалось на выставках икебаны Московского филиала Согэцу с участием проекта «Арт-икебана» в залах Восточного культурного центра Института востоковедения РАН осенью 2023 года и весной 2024 года. На выставках были представлены авторские работы художников-керамистов, выполненные в различных техниках и стилях. Все они могут быть как частью композиций икебаны, так и самостоятельными произведениями. Некоторые работы прошли дровяной обжиг в традиционных печах Анагама, Ноборигама, пришедших к нам из Японии.
Рис. 11. Экспозиция выставки икебаны Московского филиала Согэцу «Слово Весны», г. Москва, Восточный Культурный Центр Института востоковедения РАН, проект «Арт-икебана», апрель 2024 г. (фото: ©Екатерина Гращенкова)
Рис. 12. Экспозиция выставки икебаны Московского филиала Согэцу «Краски Востока», г. Москва, Восточный Культурный Центр Института востоковедения РАН, проект «Арт-икебана», сентябрь 2023 г. (фото: ©Константин Пестряков)
Искусство икебаны без границ


Искусство не имеет границ, потому что его язык универсален и понятен всем, независимо от национальности, культуры, места или времени. Оно способно соединять людей разных регионов и стран, вызывая схожие эмоции, пробуждая общие чувства и переживания.

С 7 по 11 августа 2024 года впервые состоялась первая межрегиональная выставка «Краски лета» в Южно-Сахалинске благодаря усилиям Юрико Камимура, преподавателя международной школы Согэцу, руководителя творческой студии Soko. Выставка была приурочена к открытию нового арт-пространства выставочного зала «СовременникЪ» в музее книги Чехова благодаря инициативе губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко, при поддержке Министерства культуры и архивного дела Сахалинской области в рамках нацпроекта «Культура».

В выставке приняли участие представители филиала школы Согэцу Московского архитектурного института МАРХИ «Центр Округ Бранч», возглавляемого Людмилой Воронковой, а также преподаватели, выпускники и ученики Московской школы «Восток-Запад» под руководством Елены Кильчевской и проект «Арт-икебана».

Природа Сахалина и берег Охотского моря стали идеальной сценой для искусства икебаны. Совместно со школой «Восток-Запад» мастера икебаны создали арт-объекты на берегу. Икебана, как и природа, живет в своем ритме – она прекрасна в свой момент, но этот момент недолговечен. В этом и есть мимолетная красота (рис. 13, 14). Опыт образовательных путешествий со школой «Восток-Запад» под руководством Е. Кильчевской обогатил участников поездки неоценимыми ощущениями и вдохновением.
Рис. 13. Арт-объект на берегу Охотского моря, Сахалин, август 2024 г. Автор Ольга Лапшина. Школа Согэцу (фото: ©Ольга Лапшина)
Рис. 14. Арт-объект на берегу Охотского моря, Сахалин, август 2024 г. Школа Согэцу МАРХИ «Центр Округ Бранч» (фото: ©Людмила Воронкова)
В 2025 году проект «Арт-икебана» планирует расширить географию участников и пригласить больше мастеров из других городов России. К сожалению, икебана во многих регионах представлена не так широко, занятия чаще проводятся в онлайн-формате учителями из Москвы.

Проект «Арт-икебана» нацелен на то, чтобы продвигать искусство икебаны как форму современного художественного самовыражения, соединяющую природу, культуру и эстетику. Наше стремление – не только вдохновлять зрителей, но и расширять культурное понимание искусства икебаны школы Согэцу, показывая его многогранность и уникальность. Присутствие икебаны школы Согэцу на значимых арт-площадках станет важным шагом в формировании культуры цветочного искусства, открывая путь для коммерческой реализации авторских объектов.

Ответим теперь на вопрос «Что такое Согэцу?» на примере проекта «Арт-икебана». Согэцу – это современное направление искусства, которое может быть адаптировано в любое пространство, следуя девизу: «В любое время, в любом месте, для любого случая», заложенному Софу Тэсигахара. Мастера икебаны могут использовать Согэцу в качестве инструмента для международного обмена и общения, что позволяет выразить свои творческие идеи и чувства на всемирном языке искусства икебаны.
  1. Николаенко, Н. П. Воспоминания о Софу // Цветоводство. Ноябрь/декабрь 2001.
  2. Титова, Е. В. Всероссийский музей декоративного искусства // damuseum.ru : официальный сайт. URL: https://damuseum.ru/museum/museum-director/ (дата обращения: 17.11.24).
  3. Фомичева, О. Московский филиал школы Согэцу // Окно в Японию: E-mail бюллетень Общества «Россия-Япония», 4 ноября 2001, №48. URL: http://ru-jp.org/sogetsu_mow.htm (дата обращения: 17.11.24).
  4. Официальный сайт школы икебана Согэцу, Токио. URL: https://www.sogetsu.or.jp (дата обращения: 17.11.24).
  5. Interview with Akane Teshigahara // Ikebana Web. July 9, 2016. URL: https://ikebanaweb.com/interview-akane-teshigahara/ (accessed 17.11.24).
Все материалы предоставлены автором. Статья опубликована по итогам международной конференции «В соавторстве с Природой» в рамках «WID-2024 — Международных дней интерьерного дизайна во Владивостоке», 2024, г. Владивосток.
Для цитирования:
Лапшина, О. А. Школа икебаны Согэцу – новое звучание // Yugen Landscape Journal : электронный журнал. 2025. № 3. URL: https://yugenlandscape.ru/2025/lapshina-shkola-ikebani-sogetsu-novoe-zvuchanie. Дата публикации: 14 мая 2025.

For citation:
Lapshina, O. A. Sogetsu Ikebana School – a new sound. Yugen Landscape Journal. 2025, No. 3. URL: https://yugenlandscape.ru/2025/lapshina-shkola-ikebani-sogetsu-novoe-zvuchanie.
партнёр выпуска: Приморское краевое отделение ООО «Союз Дизайнеров России»
О журнале
Электронное сетевое периодическое научно-популярное издание «Yugen Landscape Journal», №3, 2025
Учредитель и издатель
C.А. Мостовой
Главный редактор
C.А. Мостовой
Редакционный совет
Н.В. Ершова, канд. экон. наук
М.Е. Игнатьева, PhD (Австралия)
Д. Иманиси, PhD (Япония)
А.С. Мостовая, канд. ист. наук
С.А. Мостовой, канд. ист. наук
Зам. гл. редактора
А.С. Мостовая
Дизайн и верстка
С.А. Мостовой
Дата публикации
14 мая 2025 г.
На обложке
Райский сад («Сад цветов, камней и воды») в холле Штаб-квартиры школы икэбана Согэцу (Sogetsu Kaikan), Токио, арх. Исаму Ногучи (Фото: © С.А. Мостовой)
Обратиться в редакцию
yugenland@mail.ru
(984) 146-40-52
Официальный сайт
yugenlandscape.ru
Регистрация
ISSN 2782-5388
Сетевое издание зарегистрировано в Роскомнадзоре. Рег. № СМИ Эл № ФС77-80766 от 09 апреля 2021 г.
Авторские права
Перепечатка, воспроизведение и иное использование опубликованных материалов допускается только с разрешения редакции и при соблюдении действующих норм защиты авторских прав. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Редакция не несёт ответственность за точность и достоверность сведений, приводимых авторами.
© Yugen Landscape Journal (СМИ), 2025
Все права защищены