Yugen Landscape Journal
архитектура

Журавская Татьяна Михайловна

Современный дизайн и японские чайные домики: традиции и новации создания ритуальных пространств

Кандидат искусствоведения, профессор,
СПГХПА им. А.Л. Штиглица, г. Санкт-Петербург
12+

Contemporary design and Japanese tea houses: traditions and innovations of ritual space creating

PhD, Professor, Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design, Saint Petersburg, Russia

Tatiana M. Zhuravskaia

Стеклянный чайный домик. Ёсиока Токудзин. 2015 г.
14 мая 2025

The tea ceremony and the tea room are integral elements of traditional Japanese culture, which are still preserved today. Japanese design is characterized worldwide as a special model of design development, where technology and rationalism coexist with devotion to traditional values, their dialogue in a continuous creative process of innovation while preserving national identity. Modern Japanese designers and architects turn to projects of tea houses and rooms, considering them as a creative experiment to create a ritual space with a traditional function, but embodied using new materials and technologies enriched with original ideas and the needs of modern society. The article analyzed how the national traditions of tea ceremony ritual are preserved and transformed in modern culture using the examples of projects of famous designers, architects, and artists.

publication online: may 14, 2025
Чайный домик в наше время стал интеллектуализированным пространством для воспитания утонченных чувств, фокусом созерцания и красоты. Свое видение пространства чайного домика представляют многие самые влиятельные и современные молодые дизайнеры. Японский дизайн во всем мире характеризуют как особую модель развития дизайна, где технологичность и рационализм уживаются с преданностью традиционным ценностям, их диалогом в непрерывном творческом процессе внедрения инноваций с сохранением национальной идентичности.

Своеобразные «маркеры» национальной культурной идентичности есть в каждой стране, они сформировались под воздействием множества факторов (этнографических, социальных, эстетических) и особенностей географического положения, истории, религии, экономического развития, политического строя, культуры, внешнего влияния и др. В Японии одним из «маркеров», характеризующих целостную систему составляющих элементов, является чайная культура – чайная церемония с множеством необходимых для ее проведения атрибутов, чайный домик с особым устройством внутреннего и внешнего пространства и чайная комната, служащая непосредственно для проведения чайной церемонии.


Истоки появления чайной церемонии и чайного домика


Искусство чайной церемонии развивалось на базе философии и эстетики дзэн-буддизма, стало способом приобщения к ним. Посуда для чайной церемонии по большей части напоминает технологии той эпохи, когда возник чай. Чайная церемония рассматривается, среди прочих, как средство обучения этикету повседневной жизни. Таким образом, если мы хотим ощутить его первоначальное значение сегодня в контексте современного общества, наш чайный домик должен быть построен в соответствии с современностью, а посуда должна быть высокотехнологичной. Висящий свиток в токонома будет продуктом новейших виртуальных технологий, а разговор между гостями должен отражать сегодняшнее время.

Cкрупулезно исследуются основные составляющие этого феномена, этапы исторического развития чайной церемонии в работе А.Н. Игнатовича «Философские, исторические и эстетические аспекты синкретизма (на примере «чайного действа») [1]. Чайная церемония в Японии эволюционировала и в настоящее время продолжает традиции и развивается. Существует множество школ чайной церемонии (например, Ура-сэнкэ, Омотэ-сэнкэ и т.д.), адептов этих школ, демонстраций церемонии, мастер-классов, выставок, связанных с ее историей и атрибутами, исследований, фильмов, журналов, книг как в самой Японии, так и далеко за ее пределами. При проведении чайной церемонии осуществляется концентрация ремесленных технологий и артефактов: инструменты, керамика, изделия из бамбука, лаковые изделия и изделия из металла, предназначенные для эстетической оценки. Предметы, хорошо известные в чайной церемонии и её мире, представляют собой совершенствование технологии их производства и поддержание высокого уровня качества для экспертной оценки и удовольствия при использовании.

Именно чайная церемония послужила становлению и развитию японской керамики, большая часть посуды и сопутствующих предметов (например, ваз для икэбана в токонома чайной комнаты) создавалось из керамики. Керамические традиции страны рождены из чайного действия, оказавшего огромное влияние на ее производство и эстетику.

Чайный домик и чайная комната прошли путь от роскошных помещений для чайных турниров, организуемых для японской аристократии до скромности и минимализма, естественности и простоты. Пространство чайного домика и чайной комнаты организовано по принципам достижения максимального состояния спокойствия, умиротворения и гармонии в душе каждого присутствующего, независимо от его социального положения.

Вот что пишет известный востоковед Евгений Штейнер об истории чайной церемонии: «Иккю научил Сюко проводить чайное действо в маленьком простом помещении типа монашеского пристанища – соан (букв.: «травяная хижина»). Чайный интерьер служил зримым вместилищем пустоты». И, продолжая о размерах пространства для чайной церемонии: «Размеры соан тясицу Сюко установил в четыре с половиной татами (около девяти квадратных метров) при высоте приблизительно в три метра». О составе участников: «Интимный характер церемонии, в которой обычно участвовало два-три и никак не более четырех-пяти человек, исключал необходимость большого пространства» [4].

Чайная церемония – регламентированный порядок действий, предполагающий тесную коммуникацию между приглашенными гостями и хозяином, проводящим церемониальное действо. При неизменности состава предметов, их форма, цвет, фактура могут меняться в зависимости от сезона. В начале церемонии гости беседуют с хозяином о свитке, висящем в нише, церемониальной посуде, композиции в цветочной вазе. Таким образом, пространство комнаты становится не столько физическим пространством (как правило сам чайный павильон имеет размер в четыре с половиной татами (7,5 кв. м), размер татами в среднем составляет 180х90 см в зависимости от региона), в который попадают через узкий и низкий лаз 60–90 см в высоту.

Особое значение придается освещению чайной комнаты. Оно никогда не бывает ярким, создавая особую атмосферу спокойствия – «обитель воображения», как ее называл японский писатель и искусствовед Окакура Какудзо (1862–1913), написавший в начале XX века (1906 г.) знаменитую книгу «Чайная церемония в Японии» на английском языке, адресованную западной аудитории. Он писал: «Простота чайного павильона и его достоинство без малейшей вульгарности делает его настоящим святилищем, куда не проникает томление внешнего мира. Здесь можно сосредоточиться на безмятежном обожании красоты». И, продолжая свое поэтизированное видение этого феномена, он пишет о чайном домике: «Внешне чайный павильон выглядит весьма непритязательно. Он меньше самого маленького японского домика, а строительные материалы, использованные для его возведения, должны служить намеком на изысканную бедность. Причем следует напомнить о том, что все это представляется результатом глубоко продуманных художественных замыслов и что все детали проработаны даже с большей тщательностью, чем изыски, украшающие самые богатые дворцы и храмы. Достойный чайный павильон стоит дороже обычной усадьбы, так как подбор для него материалов, а также мастерство ремесленников требуют громадного внимания и точности исполнения замысла» [3, с. 113].

В наше время информационных технологий, быстрого темпа жизни, суетного и беспокойного, современному человеку необходимо пространство, где можно спокойно размышлять, беседовать, фантазировать, любоваться красотой простых вещей и снять бремя тревоги и душевного волнения, которые сопровождают жизнь практически каждого.

Современные японские дизайнеры и архитекторы обращаются к проектам чайных домиков и комнат, рассматривая их как творческий эксперимент по созданию ритуального пространства с традиционной функцией, но воплощенного с использованием новых материалов и технологий, обогащенных авторскими идеями и потребностями современного общества. Чайные домики и чайные комнаты, созданные ими, отражают общую тенденцию – привнести творческий взгляд на вековую традицию. Разнообразие использованных материалов и технологий, формы, конструкции, при сохранении назначения и духа ритуального пространства, достижение спокойствия, умиротворения, отречения от суетного мира – такие задачи выполняют новые созданные чайные домики и комнаты для чайной церемонии.

Современные пространства для чайной церемонии характерны мобильностью, простотой и гибкостью. Часто используется технология строительства сборных домиков из различных материалов (бамбук, бумага, картон, ткань и т.д.). Создано множество вариантов чайных домиков, удовлетворяющие потребности современного общества: от экстравагантных до простых, предельно минималистичных. Вот некоторые из них.


Компания GK, основана в 1953 г. Чайный домик «капсула» из пластика. Кендзи Экуан (1929–2015)


Своеобразным отражением развития японского дизайна с начального – «пионерского» послевоенного периода до настоящего времени является компания GK. Она была основана в 1953 году и названа группой Коикэ (GK), в честь любимого учителя Иватаро Коикэ из Токийского Университета изящных искусств и музыки, группой его студентов во главе с Кендзи Экуаном. Кендзи Экуан (1929–2015) – один из известнейших дизайнеров мира. Это дизайнер, мыслитель, поэт, художник, организатор и духовный наставник.

Компания GK объединяет различные направления деятельности компании (GK TECH, GK DYNAMICS, GK GRAPHICS и т.д.). У каждого направления свое поле деятельности, но все вместе они решают задачи, как сделать среду обитания всех живых существ комфортной и привлекательной, не нарушая гармонии и согласия с природой, и друг с другом. Кендзи Экуан был большим знатоком традиционной культуры и всегда подчеркивал, что современный японский дизайн в своей фундаментальной основе имеет традиционную культуру, включая традиционное ручное ремесло, на которые он опирается. Но это основа не противоречит, а наоборот, стимулирует поиски инноваций в дизайне.

В своей книге, где он излагает философию и эстетические принципы японского дизайна на примере коробочки для ланча, он пишет, в том числе о традициях чайной культуры и поисках новых решений чайного домика [5]. В 1962 году в компании GK спроектировали яркий оранжевый чайный домик из пластмассы, своеобразную «капсулу», которую можно было перевозить в разные места и устанавливать, при необходимости, в разных регионах страны, включая северный остров Хоккайдо, где он особенно контрастировал с белоснежной поверхностью снега зимой. Скромная, малозаметная хижина с соломенной крышей преобразовалась в яркий «пластмассовый символ» времени, когда увлечение новым материалом стало тотальным и охватывало различные направления дизайнерского проектирования (мебель, интерьеры, жилища, посуду и даже одежду).
Рис. 1. Чайный домик «капсула» из пластмассы. Компания GK. 1962 г.
Дизайнеры компании GK считали, что возможно иметь передвижной чайный домик, который ищет свою собственную среду расположения и обитания, особую атмосферу. Передвижной чайный домик – «капсула» начал менять свою первоначальную цель в сторону мобильности и медиапространства, выполняя функции чайного домика. В этом передвижном чайном домике нет свитка, вместо этого можно через лобовое стекло видеть зелень гор или синеву моря. Можно так же насладиться чашкой чая во время проведения церемонии в тишине, посреди бушующего штормом моря, или глядя на широкую травянистую равнину со звездами, падающими с летнего ночного неба и прислушиваясь к звукам окружающей природы.


Тосиюки Кита (р. 1942 г.) «Церемониальное пространство»


Родился в 1942 году в Осака. В 1964 году окончил отделение промышленного дизайна в колледже Нанива (Осака). В 1967 году открыл студию дизайна в Осака. В 1969 уехал в Италию, стажировался в творческой студии известных мастеров итальянского дизайна Марио Беллини и Сильвио Коппола. Открыл свою студию дизайна в Милане. Профессор отделения дизайна Университета Осака, президент японской Ассоциации промышленного дизайна. Его дизайнерские работы отличают: внедрение новых технологических разработок в проектирование широкого спектра бытовых товаров; тщательность проработки формы и выбора материала; внимательное отношение к фактуре, текстуре, цвету; стремление сохранить и использовать в проектировании накопленные традиции работы с материалами [8].

В его проектах всегда видно как бережное отношение к национальной культуре, так и стремление использовать опыт западной проектной культуры, чтобы быть включенным в мировое пространство дизайна. Основные принципы, заложенные в традиционной культуре Японии – простота, естественность, духовность находят отражение в творчестве дизайнера Тосиюки Кита.

Активно занимаясь практикой дизайна, он экспериментирует с традиционными и новыми технологиями и их взаимодействием, создал несколько проектов, где представил новый взгляд на работу с традиционными материалами (бумагой, лаком).

Запрос со стороны производителей лаковых изделий в известных региональных центрах лакового ремесла: Wajima (Вадзима, префектура Исикава), Hida Shunkei (Хида Cyнкэи, префектура Гифу), Yamanaka (Яманака, префектура Исикава), Tsugaru (Цугару, префектура Аомори), побудили Тосиюки Кита начать работу с лаком. Кита понимал, что лаковые изделия, создаваемые поколениями потомственных мастеров в различных уголках Японии и оттачивающих технологию работы с излюбленным в стране материалом, не предполагают внедрения в этот процесс «людей со стороны», даже если это известный в стране и за ее пределами дизайнер. Кита говорил, что когда он наблюдал за работой молодых художников по лаку и поражался, с каким умением они работают, то ему казалось, что в их лице представлены мастера множества предыдущих поколений, которые направляют их руки и мысли. Их работы уже не удовлетворяют возросшим потребностям и образу жизни современного общества, оставаясь в существующем «формате». И здесь задача дизайнера, конечно, не сводится только к поиску формы, цвета и декора. Необходимо было найти пути и средства использования возможностей лака, которые могут стать мощным стимулом концептуального развития возможностей материала, технологии и нового предметного мира и не будут восприниматься, как консервативные, изжившие себя. Тогда сотрудничество с мастерами лака будет плодотворным и иметь дальнейшие перспективы развития.

В национальном центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду во Франции в связи с празднованием 10-й годовщины его открытия, организовали выставку «Новые течения» и Тосиюки Кита пригласили в ней участвовать. Проект, выполненный дизайнером Тосиюки Кита в 1987 году, связан с технологией лака и с японскими традициями культуры. Специально для этой выставки он создал «Церемониальное пространство» – своеобразный «Чайный домик».
Рис. 2. «Церемониальное пространство». Тосиюки Кита. 1987 г.
Оно представляло собой открытое, незамкнутое стенами пространство куба площадью в два татами (1,8 х 1,8 м) и ограниченное вертикальными стойками высотой 1,8 м. Не имевшее ни стен, ни потолка, оно было ограничено только тонкими, изящными опорами из дерева, покрытого черным лаком Вадзима. Пространство использовали для демонстрации искусства чайной церемонии. Покрытие опор черным лаком создавало эффект загадочного мерцания. При этом возникало ощущение другого, необычного мира, особой атмосферы, которая уводит человека от повседневной суеты, создает атмосферу спокойствия, умиротворения и фантазии. «Церемониальное пространство» создавало ощущение высокой духовности и надежной защиты, минуя языковые и национальные барьеры. Этот проект был высоко оценен и вызывал интерес везде, где был представлен, во многих странах за пределами Японии, благодаря своей возвышенной, «святой» простоте и гармонии.

В своей книге Кита писал: «Традиционное ремесло дает нам основы и стандарт качества для продукции, которую мы производим сегодня, используя современные материалы и методы. Ощущение теплоты ручного изготовления предметов похоже на диск с информацией, отправленной нам нашими предшественниками» [8, p. 118].


Тосиэ Охи (р. 1958 г.) «Новая чайная комната»


Тосиэ Охи является младшим представителем знаменитой династии керамистов Охи-Тёдзаэмон, ее 11-ым самым молодым мастером, сыном Охи-Тёдзаэмон Тосиро X (1927). В старинном замковом городе Канадзава в 2005 году при активном содействии моего друга священника Сояма Масару мне посчастливилось лично посетить его мастерскую, галерею и музей династии керамистов. Охи Тосиэ ответил на вопросы, подарил буклет последней выставки, авторскую керамическую чайную чашку и рассказал о себе.

Родился Тосиэ Охи в 1958 году в городе Канадзава. В 1978–1981 годах учился в Токио, закончив университет Тамагава (Tamagawa University), затем продолжил обучение в США в 1981–1984, университете Бостона (Boston University, Massachusetts, USA). На мой вопрос о том, как он понимает традицию, ответил, что, традиция состоит в том, чтобы получать накопленные поколениями знания, пересматривать и развивать их, использовать творчески, а затем снова передавать эти знания для продолжения истории. Будучи представителем знаменитой династии керамистов, Охи Тосиэ уверен, что в настоящее время нельзя полагаться только на то, что традиции будут передаваться исключительно по семейной линии. Он подчеркивал, что всегда есть люди, не относящиеся к этой семье, но бесконечно преданные традициям мастерства клана и желающие продолжать и развивать их дальше.

Это понимание пришло к нему через общение с Мастером чая Урасэнке Тосиясу Маэда – представителем семьи Маэда в 18-м поколении. Он помогал осознать молодому керамисту верное направление жизненного пути и подарил идеограмму «Тоси», которая является его именем. Теперь эта идеограмма ставится на керамических изделиях Тосиэ Охи. Все поколения семьи Охи-Тёдзаэмон были тесно связаны с мастерами чайной церемонии, создавая для них специальную посуду. Тосиэ Охи пошел дальше своих предшественников и кроме посуды он стал создавать дизайн пространства: галерей, ресторанов и частных домов, чайной комнаты. В его чайной комнате присутствуют все необходимые для чайной церемонии предметы из керамики. Но проводится она уже не на полу, на татами, а на специально спроектированном столе с деревянной столешницей, богатой фактуры и текстуры натурального дерева с естественным неровным краем изысканного рисунка. В чайную комнату ведет стеклянная дверь, есть ниша токонома со свитком и керамической вазой с единственным цветком. Темный цвет стен, приглушенный свет, то что необходимо для создания главного – атмосферы спокойствия и сосредоточенности. Лаконизм и простота церемониального пространства, воплощенные в современных материалах и технологиях.
Рис. 3. Новая чайная комната. Тосиэ Охи. 2002 г.
Китидзаэмон XV (р. 1949 г.) «Чайный домик под водой»


В июле 2015 года в Санкт-Петербурге, Государственном Эрмитаже проходила выставка «Керамика Раку: космос в чайной чашке». Были представлены произведения гончаров династии Раку 15 поколений и работы Раку Ацундо, которому еще только предстоит стать в будущем 16-м патриархом династии. Кроме замечательных керамических произведений, представляющих путь более чем 450-летней истории гончарства семьи Раку, был показан проект Китидзаэмона XV современного чайного домика «тясицу» Выставочного корпуса Раку Китидзаэмон.

В каталоге выставки о нем было сказано следующее: «Разработка концепции чайного домика, являющегося частью выставочного корпуса Раку Китидзаэмона, началась с вопроса: как обустроить это очищенное от обыденности пространство в нынешних условиях? Согласно идее Китидзаэмона, оно должно быть спрятано под землей, даже не столько под землей, сколько под заросшим тростниковым прудом. То есть чайный домик находится на дне. Подводный мир – это место, где жизнь зарождается и где она угасает. Возможно, очищение от обыденности на современном этапе, то есть в реальных условиях нашего существования, и состоит прежде всего в том, чтобы приспособить себя именно к такому уровню сознания. Здесь приходят мысли, позволяющие поверить в будущее, человек начинает понимать смысл настоящей жизни, смысл общения с природой» [2].


Сигэру Бан (р. 1957 г.) «Бумажный чайный домик»


Сигэру Бан, лауреат Притцкеровской премии 2014 года, родился в Токио в 1957 году. Профессиональное образование получил в Архитектурном институте Южно-Калифорнийского университета SCI-Arch (1977–1980, Лос-Анджелес), и в Архитектурной школе Купер-Юнион The Cooper Union (1980–1982, Нью-Йорк). После завершения обучения год работал в мастерской известного японского архитектора Арата Исодзаки (Arata Isozaki), через два года основал свою фирму в Токио.

Архитектора часто называют «бумажный Бан» – основным строительным материалом его построек стали профили из бумаги и картона с особыми конструктивными свойствами, пропитанные специальным составом. Несмотря на то, что Бан подчеркивает свою ориентированность на тенденции западной архитектуры, многие его проекты являются примером использования национальных традиций в ответ на потребности сегодняшнего дня. Одним из его известных проектов стали мобильные бумажные дома с пластиковой тентовой крышей, построенные для людей, лишившихся крова после катастрофического землетрясения в городе Кобе 1995 года. Такие дома затем использовались по всему миру в качестве временных жилищ. На вопрос о том, когда в его конструкциях впервые стала использоваться бумага он ответил: «В 1985 году, сразу после окончания Купер-Юнион, меня пригласили курировать выставку Алвара Аалто. Для подпорки подиумов я вместо дерева использовал картон. На металлический стержень наматывались слои бумаги и спрессовывались – получалась труба, по прочности не уступающая многим строительным материалам» [9].

Его проект чайного домика был представлен на лондонском аукционе японского искусства и культуры Кёбаи (Kyobai) в 2008 году. Чайный домик Сигэру Бана построен из бумажных труб квадратного сечения и предназначен для использования внутри большого пространства длиной более пяти метров.
Рис. 4. Бумажный чайный домик. Сигэру Бан. 2008 г.
При оригинальности архитектурно-дизайнерского решения, домик полностью выполняет свое функциональное назначение, предписанное ему вековыми традициями. Ритуал чайной церемонии можно проводить в этом маленьком мобильном домике, который не только может быть пространством фантазии и воображения для участников церемонии, но и сам создан богатой фантазией архитектора Бана. Простота, мобильность, естественность, экологичность конструкции высоко оценивается всеми экспертами.


Кэнго Кума (Kengo Kuma). Чайные домики: «Орибэ» (Oribe Tea House), «Ходзё-ан спустя 800 лет», Fuan (букв.: «плавающий скит»).


Кэнго Кума – культовый японский архитектор. Родился в 1954 году в Иокогаме, учился в Токио и Нью-Йорке и основал собственную архитектурную студию в 1990 году. Создал множество проектов как на родине, в Японии, так и за рубежом. Кума спроектировал несколько вариантов чайных домиков, ставших следствием исследования наследия японской культуры и использования новых технологий строительства.

Чайный домик «Орибэ» (Oribe Tea House) сделан в форме кокона, собранного из 5-миллиметровых пластиковых панелей, создающего неповторимый, впечатляющий уникальный образ мобильного пространства, одновременно природного и «космического».
Рис. 5. Чайный домик «Орибэ». Кэнго Кума.
Чайный домик «Ходзё-ан спустя 800 лет» представляет собой интерпретацию традиционного японского компактного дома. Его размер 3х3х3 м, изготовлен он из полимерных листов. По форме напоминает одно из первых жилых строений в Японии «Hojo-an»
Рис. 6. Чайный домик «Ходзё-ан спустя 800 лет». Кэнго Кума
Еще один проект оригинального чайного домика – Fuan (буквально, плавающий скит) – это плавающая конструкция, состоящая из гелиевого шара, покрытого сверхлегким материалом, называемым суперорганзой.
Рис. 7. Чайный домик «Fuan» — «плавающий скит». Кэнго Кума. 2007 г.
Вес материала составляет 11 г на квадратный метр, что противодействует восходящему давлению гелия, создавая идеально сбалансированную структуру без опорных стен или колонн. Кэнго Кума характеризует этот чайный домик, как «пространство виртуальной реальности», где нарушаются законы восприятия реального пространства. Материал был впервые представлен в 2007 году во время выставки TOKYO FIBER'07――SENSEWARE, куратором которой был дизайнер Кенья Хара.


Кадзухиро Ядзима (р. 1976.). Kazuhiro Yajima Architect. Чайный домик «Umbrella» («Зонтик») 2010 г.


Родился в 1976 году в Сайтама. Окончил Университет Хосэи в Токио в 2001 году, получив степень бакалавра. В 2003–2004 годах учился в Государственном Университете Искусства и Дизайна в Штутгарте, Германия. В 2005 году получил степень магистра в Университете Хосэи. В 2010 году основал студию «Kazuhiro Yajima Architect».

Кадзухиро Ядзима создал оригинальный чайный домик «Umbrella» («Зонтик»), сочетающий в себе две известные традиции Японии: изготовление зонтов и чайную церемонию. Переносная комната с татами на полу, идеально подходящая для ритуала чайной церемонии, заключена в обтянутую тканью бамбуковую раму, выполненную в виде большого зонта. Спроектировано архитектором Кадзухиро Ядзима и построено изготовителем зонтов из Киото Мастерская Хиёсия (Hiyoshiya Workshop), мини-строение является сложной коллаборацией между традиционным ремеслом и современным дизайном.
Рис. 8. Чайный домик «Зонтик». Кадзухиро Ядзима. 2010 г.
Японские изысканные бумажные зонтики, которые Ядзима сравнивает с переносными крышами, уже давно очаровывали его. Простота, легкость трансформации конструкции вдохновили его на создание мобильного строения. Приглашение создать чайный домик для Всемирного Фестиваля чая в Префектуре Сидзуока в 2010 году было его первым шагом провести эксперимент со складным зонтиком в архитектурной сфере [6].


Токудзин Ёсиока (р. 1967 г.) «Прозрачный чайный домик»


Токудзин Ёсиока принадлежит к числу плеяды японских дизайнеров, получивших признание в молодом возрасте. Его популярность, как внутри страны, так и за ее пределами, постоянно растет. В одном из последних изданий, посвященных Ёсиока («TOKUJIN YOSHIOKA Crystallize»), Масанори Аояги, специальный уполномоченный агентства по вопросам культуры, характеризует дизайнера, как творца и мыслителя, создающего мир волшебных образов [7]. Эти образы рождаются на стыке мощной энергии силы природы, образов искусства и технологии. Его работы открывают новую страницу в истории дизайна, основанную на контрасте между прошлым и будущим, связывая природу и смелые эксперименты будущего, которые пока находятся далеко друг от друга, смелые технологические опыты с разными материалами по созданию дизайнерских проектов.

Биография Токудзин Ёсиока типична для представителя дизайнеров его поколения. Родился в 1967 году в префектуре Сага. В 1986 году получил диплом школы дизайна Кувасава (Kuwasawa Design School – KDS) в Токио. Эта школа была открыта в 1954 году в Токио журналисткой и дизайнером одежды Ёко Кувасава. Она училась в Новой Академии Архитектуры и промышленного искусства в Токио и ориентировалась на Баухауз. Последние два курса Ёко Кувасава училась у Митико Ямаваки, известной японки – выпускницы Баухауза, которая вместе со своим мужем, Ивао Ямаваки, прошла курс обучения в Баухаузе, специализируясь на художественном текстиле. Японцы в Баухаузе называли себя «людьми из чайного домика».

До основания собственной студии «Tokujin Yoshioka Design» в 2000 году, Ёсиока создал множество проектов и участвовал в выставках известного кутюрье Иссэй Миякэ и его наставника в профессии, как в Японии, так и за её пределами. Для Токудзин Ёсиока важен механизм взаимодействия природы и человека. В разгадке этого механизма он видит ответ на прогнозы будущего в дизайне и жизни. Проводит эксперименты по исследованию явлений природы и их использования в создании искусственных форм («кристаллизация», «преломление света», «прозрачность» и т.д.).

В 2015 году Токудзин Ёсиока воплотил в жизнь оригинальный проект «КОУ-АН – Стеклянный чайный домик» (Kou-An – Glass Tea House 2015–2017). Впервые он был представлен в 2011 году на 54-й Биеннале в Венеции (Международная художественная выставка Glasstress 2011). В 2015 году построен на смотровой площадке Shogun-zuka (курган сёгуна), который является территорией храма Сорэн-ин. С этой смотровой площадки, напоминающей сцену, с высоты 220 метров можно наслаждаться панорамным видом на старую столицу – город Киото, расположенный внизу. Особенностью чайного домика Ёсиока Токудзин является то, что он стеклянный. Полное слияние с окружающей средой, преломление света на поверхности прозрачных стен – впечатляющее зрелище. Появление, исчезновение, прозрачность, простота, взаимосвязь с природой, ее сезонами и любование ими – современное воплощение основных принципов японского понимания красоты, воплощенное средствами дизайна и архитектуры.

Таким образом, сопоставляя значимые характеристики традиционного и современного решения пространства для чайной церемонии, можно сказать, что традиционное пространство обладает следующими характеристиками:
  1. По своим физическим размерам это маленькое пространство, измеряемое в татами (2–4 татами, размер каждого примерно 91 см х 182 см);
  2. Вход, расположенный снаружи домика, как правило маленький, низкий, скорее «лаз», чем вход. Войти в него можно сильно согнувшись. Он психологически уравнивает всех присутствующих;
  3. Материалы, используемые для строительства чайного домика, натуральные (дерево, бамбук, бумага, камень);
  4. В чайном домике царит полумрак, отсутствует яркое освещение;
  5. Домик расположен на плоскости земли в специально обустроенном саду, к входу ведет дорожка, выложенная камнями;
  6. Всё в убранстве чайного домика очень скромное, минималистичное, соответствующее категории японской эстетики «ваби-саби» – подернутой благородной патиной времени элегантной красоте.

Выводы. Японская чайная церемония, чайный домик и чайная комната – неотъемлемые элементы традиционной культуры страны. Эволюционируя и изменяясь, они стали частью современной культуры и национальной идентичности Японии. Что побуждает современных архитекторов и дизайнеров создавать все новые и новые проекты чайных домиков и комнат? Что является импульсом для их творческих идей и фантазий? Если попытаться суммировать, то это:
  • обеспечение функции проведения чайной церемонии в ее подлинном, традиционном значении;
  • желание сохранять и распространять национальные традиции, одновременно учась у всего мира;
  • создание пространства для душевного успокоения, уединения, ухода от обыденности, суеты современного мира, оазиса спокойствия и сосредоточенности, «обители фантазии и воображения», столь необходимого людям в разных уголках мира;
  • эксперименты по созданию новых конструктивно-технологических, пространственно-средовых (располагаться на земле, под водой, у воды, на воде, на дереве, обладать мобильностью и способностью к передвижению) и эстетических качеств «церемониального пространства» для проведения чайной церемонии;
  • использование традиционных и новых материалов (картон, бумага, ткань, бамбук, бетон, пластик, стекло и т.д.), и строительных технологий для получения не только эффекта новизны образа, но и стремления привлечь людей нового поколения к сбережению традиций, их развития и процветания в будущем.

Окакура Какудзо еще в 1906 году в своей книге писал: «В наши дни индустриализации настоящая утонченность становится все труднее доступной по всему миру. Разве нам не нужен чайный павильон больше, чем когда бы то ни было?» [3, с. 133]. Этот вопрос остается открытым и в наше время информационных технологий и искусственного интеллекта. Сегодня нам все еще не хватает способности оценить продукты новых технологий, подвергая их испытанию тонкой человеческой чувствительностью, как это когда-то делалось во время чайной церемонии.

Чайный домик ограничивает свое пространство, чтобы предотвратить угасание и «утекание» психической и духовной силы вовне, разграничить эту сферу от внешнего мира с ее обыденной суетой повседневной жизни человека, вечно уязвимого и находящегося во власти психологических и духовных разногласий.

Было бы странно, если бы ритуал чайной церемонии не обновлялся – интегрируя все материальные и нематериальные возможности и чувства человека нашего времени, чтобы их можно было ценить как возможности для удовольствия, коммуникации и духовного развития.

Современный чайный домик должен быть построен новыми методами, которые придают ему новое качество, глубоко погружаясь в ткань пространства и в эстетику современной жизни. Такой чайный домик будет придерживаться своих основных принципов, изменяя только внешнюю форму и материалы, из которых он сделан, но не свою суть – быть интеллектуализированным пространством для фантазии и воображения человека.
  1. Игнатович, А. Н. Философские, исторические и эстетические аспекты синкретизма (на примере «чайного действа»). М.: Русское феноменологическое общество, 1996. 288 с.
  2. Керамика Раку: космос в чайной чашке. Выставка из японских собраний: каталог / Государственный Эрмитаж. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. 328 с.
  3. Окакура, К. Чайная церемония в Японии / Пер. с англ. С.А. Белоусова. М.: Центрполиграф, 2014. 191 с.
  4. Штейнер, Е. Дзэн-жизнь: Иккю и окрестности. СПб: Петербургское Востоковедение. 2006. 288 с.
  5. Ekuan Kenji. The aesthetics of the Japanese lunchbox. Cambridge, 2000. 195 p.
  6. Naomi Pollock. Made in Japan: 100 new products. London: Merrell Publisher Limited, 2012. 240 p.
  7. Tokujin Yoshioka: Crystallize. Japan: Seigensha, 2013. 192 p.
  8. Toshiyuki Kita. Washi and Urushi. Reinterpretation of Tradition. Japan: Rikuyocha, 1999. 128 p.
  9. Божко, О. Шигеру Бан: пять мыслей о временном, постоянном и зависти // Interior+Design. URL: https://www.interior.ru/architecture/6496-shigeru-ban-pyat-myslej-o-vremennom-postoyannom-i-zavisti.html (дата обращения: 03.11.2024).
Все материалы предоставлены автором. Статья опубликована по итогам международной конференции «В соавторстве с Природой» в рамках «WID-2024 — Международных дней интерьерного дизайна во Владивостоке», 2024, г. Владивосток.
Для цитирования:
Журавская, Т. М. Современный дизайн и японские чайные домики: традиции и новации создания ритуальных пространств // Yugen Landscape Journal: электронный журнал. 2025. № 3. URL: https://yugenlandscape.ru/2025/zhuravskaia-sovremennyi-dizain-i-japonskie-chainie-domiki. Дата публикации: 14 мая 2025.

For citation:
Zhuravskaia, T. M. Contemporary design and Japanese tea houses: traditions and innovations of ritual space creating. Yugen Landscape Journal. 2025, No. 3. URL: https://yugenlandscape.ru/2025/zhuravskaia-sovremennyi-dizain-i-japonskie-chainie-domiki.
партнёр выпуска: Приморское краевое отделение ООО «Союз Дизайнеров России»
О журнале
Электронное сетевое периодическое научно-популярное издание «Yugen Landscape Journal», №3, 2025
Учредитель и издатель
C.А. Мостовой
Главный редактор
C.А. Мостовой
Редакционный совет
Н.В. Ершова, канд. экон. наук
М.Е. Игнатьева, PhD (Австралия)
Д. Иманиси, PhD (Япония)
А.С. Мостовая, канд. ист. наук
С.А. Мостовой, канд. ист. наук
Зам. гл. редактора
А.С. Мостовая
Дизайн и верстка
С.А. Мостовой
Дата публикации
14 мая 2025 г.
На обложке
Райский сад («Сад цветов, камней и воды») в холле Штаб-квартиры школы икэбана Согэцу (Sogetsu Kaikan), Токио, арх. Исаму Ногучи (Фото: © С.А. Мостовой)
Обратиться в редакцию
yugenland@mail.ru
(984) 146-40-52
Официальный сайт
yugenlandscape.ru
Регистрация
ISSN 2782-5388
Сетевое издание зарегистрировано в Роскомнадзоре. Рег. № СМИ Эл № ФС77-80766 от 09 апреля 2021 г.
Авторские права
Перепечатка, воспроизведение и иное использование опубликованных материалов допускается только с разрешения редакции и при соблюдении действующих норм защиты авторских прав. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Редакция не несёт ответственность за точность и достоверность сведений, приводимых авторами.
© Yugen Landscape Journal (СМИ), 2025
Все права защищены