Yugen Landscape Journal

Личманюк Наталья Николаевна

К проблеме формирования пространства региональной культуры и дизайна XXI в. во Владивостоке

Приморское краевое отделение ООО «Союз Дизайнеров России», Владивосток

To the problem of regional culture and design formation of the 21st century in Vladivostok

The article discusses the current problems of the development of design and regional culture in the context of their promotion to the creative economy. Design strategies with new socio-cultural functions based on the construction of the project process within the framework of the "tradition – innovation" model are becoming in demand. In matters of self-identification of the regional center in Vladivostok, it is necessary to analyze the existing experience of creating capable design development structures in the Asia-Pacific countries. The challenges of the Asia-Pacific region also make the issues of ecology, ethno-, ecodesign and ecopsychological approach to the formation of ecological consciousness of specialists relevant. The inclusion of the Japanese garden in the educational system of the university creates a natural educational environment of a developing type for the creative expansion of the student's consciousness.

Международная выставка, 2022, Владивосток (фото: ©Ещенко М., пресс-служба ВВГУ)
1 апреля 2023
publication online: april 1, 2023

Natalia Lichmanyuk | The Russia Designers Association, Far Eastern Branch, Vladivostok

12+
исследования
О географическом, социальном, экономическом своеобразии Дальневосточного региона написано немало статей и научных трудов. Приморский край — крупный промышленный, транспортный, логистический регион России — имеет огромный творческий, интеллектуальный и научный потенциал. Интересная история, богатая красками и формами проявления культура многонационального населения края, первозданная Природа и великолепные возможности для развития туристического бизнеса [10]. Для приезжающих в город из европейской части страны Владивосток — это «русская Азия», а для туристов из АТР — ближайший город европейский культуры, «европейская» Россия. Многочисленные за последние годы концепции и стратегии развития региона позиционировали Владивосток именно как площадку для коммуникаций и международного сотрудничества России и стран АТР, но совершенно не затрагивали область социокультурных инноваций и дизайна.


Стратегии дизайна, обладающие новыми социокультурными функциями



По мнению Н. Б. Маньковской, дизайн является одной из сфер взаимной адаптации человека и природы, традиций и новаторства: «Приспосабливая новое к старому, традиционному, дизайн материализует культурное измерение истории. Осваивая природу, он превращает ее в феномен культуры. Комбинирование природного и художественного гармонизирует отношения между человеком и природой». Дизайн создает не просто предметно-пространственные формы, но и с их помощью влияет на отношение к ним людей, используя для этого глубинный «генофонд», дошедший до нас в материальных и художественных формах прошлого» [14].

В поисках условий совместимости интенсивной модернизации и культурной преемственности образа жизни стратегии дизайна, выполняющие функции компенсации последствий технологического и социокультурного развития, уже не соответствуют требованиям жизни. По мнению К. А. Кондратьевой, «суть этнокультурной проблематики в дизайне — это соотношение модернизации, обновления, с одной стороны, и преемственности, ценностной непрерывности — с другой. В связи с этим становятся востребованными стратегии дизайна, обладающие новыми социокультурными функциями, основанными на построении проектного процесса в рамках модели «традиция — инновация» [7].


«Концепция развития дизайна в РФ до 2008 г.»


Принятие Правительством «Концепции развития дизайна в РФ до 2008 г.» давало профессиональному сообществу иллюзию — через создание региональных Центров Дизайна содействовать процессам развития экономики и культуры — визуальной и проектной, впервые в истории постсоветского дизайна развитие нашей профессии могло получить дополнительный стимул. Основная цель «Концепции» — развитие дизайна как интегральной инновационной деятельности, обеспечивающей повышение конкурентоспособности экономики и рост качества жизни населения. Увы, планам этим не суждено было осуществиться. Безусловно, дизайн и сам развивается в обществе, ориентированном на экономические ценности, но, как показывает практика стран Европы и АТР, только целенаправленная система государственных мер способна быстро и эффективно сформировать дееспособную дизайнерскую систему, работающую на западную креативную экономику.


Приоритеты политики поддержки дизайна за рубежом


Приоритетами политики поддержки дизайна за рубежом стали: развитие дизайнерского образования; связь дизайна и современных технологий; поиск собственного образного языка; создание благоприятных условий для предприятий, использующих дизайн и инновационные технологии; формирование системы дизайн-менеджмента и стратегии в дизайне; развитие масштабных информационных систем по дизайну.

Сегодня, в связи с разворотом России на Восток и провозглашением новой геометрии креативных партнерств, необходимо анализировать уже имеющийся опыт развития дизайна в странах АТР:
  • Во Вьетнаме, Таиланде, где использование дизайна на малых и средних предприятиях поддерживается государствами;
  • В Японии, где более 200 региональных дизайн-центров развития дизайна существуют с середины 1950-х гг., а Национальная выставка дизайна — с 1957 г.;
  • В Южной Корее — где Корейский институт продвижения дизайна финансирует правительство, в Сеуле — проведение «Олимпиады дизайна» в 2009 г., а также «Столицы мирового дизайна» в 2010 г. Сеул был выбран столицей мирового дизайна в 2007 г. на генеральной конференции Международного совета обществ промышленного дизайна (ICSID) в г. Сан-Франциско. Это звание присуждается раз в два года городам, в которых дизайн максимально эффективно используется с точки зрения социальной, культурной и экономической жизни города. В Южной Корее была проведена целенаправленная работа по развитию дизайна, открывающего новые возможности в туризме, бизнесе, спорте, политике и промышленности. «Дизайн станет новым брендом не только Сеула, но и всей страны. Так, чтобы при слове «дизайн» житель любой страны вспоминал Корею», — сформулировал основную задачу городских властей мэр Сеула О Се Хун на встрече с журналистами [3];
  • На Тайване, в Тайбее, который был выбран столицей мирового дизайна в 2016 г.;
  • Опыт Китая: решив избавиться от репутации «страны подделок», власти в 2010 г. начали внедрять программу поддержки промышленного дизайна. В Китае принята правительственная программа по поддержке промдизайна, включающая исследовательские проекты, развитие образования, взаимодействие с торговыми организациями, международные контакты, использование медиа- для продвижения дизайна. Дизайн-центры: 5 крупнейших, финансово поддерживаемых правительством, как на местном уровне, так и на общенациональном.

По мнению председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям А. Б. Кричевского, именно «в странах, где существует система эффективного управления интеллектуальной собственностью, креативные индустрии имеют значительный вес в структуре ВВП. Если судить по наиболее консервативным источникам, то в США и Китае доля креативных индустрий — около 4,5%, в Великобритании — 5,5%, в Германии — 3,1%, в России и Франции — 2,2%. Если говорить более широко, то построение в России эффективной системы управления интеллектуальной собственностью и рост доли креативных индустрий в структуре ВВП всего на 1% дадут почти 1 трлн руб. добавленной стоимости. По мнению и экспертов, и участников индустрий, задача вполне реалистичная, а главное, «игра стоит свеч» [1].

Разработанная автором статьи в 2007 г. в рамках предоставленной Госстипендии Министерства Культуры РФ «Концепция создания во Владивостоке Международного культурно-образовательного центра развития российского дизайна в АТР» (МКО ЦРД) так определяет цели и задачи: через создание структуры — Центра развития дизайна с международным статусом и Музея дизайна во Владивостоке получить возможность изучения опыта стран АТР по развитию этно- и экодизайна, предметного и промдизайна для разработки и осуществления собственных региональных программ в сфере креативных индустрий. Увы, и этим планам не суждено было осуществиться. Эта концепция и программа развития МКО ЦРД были нацелены на создание инфраструктуры, разработку программ и методик, способствующих развитию российского дизайна на Дальнем Востоке России и продвижению дизайн-образования в страны АТР.
Экспозиция, представленная на международной выставке «Арт практики в японском саду им. Моримото», МВК ВВГУ, 2022 (Фото: © Ещенко М., пресс-служба ВВГУ)
История развития дальневосточного дизайна


Каждой эпохе свойственны свои идеалы, научные открытия и технические достижения. В каждой из них человечество находит новые, более совершенные ориентиры своих устремлений. В зарождавшемся в России дизайне 1920-х гг. возникла волна творческих поисков, на их основе были созданы экспериментальные образцы и проекты различных типов оборудования, подготовлены первые кадры отечественных дизайнеров. К сожалению, социальные и экономические трудности, которые испытывала страна, не способствовали дальнейшему развитию промышленного искусства и отодвинули решение проблем дизайна к началу 1960-х гг.

В Москве в 1960-е гг. начинает свою работу Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). С момента его создания и до второй половины 1990-х гг. это был научный и методический центр дизайна на всей территории нашей страны. С середины 1960-х гг. в крупных региональных центрах страны открываются филиалы ВНИИТЭ. Четко сформированная структура дизайнерских организаций укрепила позиции дизайна в стране. Социальная направленность дизайнерских разработок учитывала все многообразие факторов социально-экономического и культурного развития регионов, географические, природно-климатические, сырьевые факторы. Автоматизация производственных процессов, своеобразие структур операторской деятельности акцентировало внимание исследователей на проблемах динамики работоспособности, динамики эмоционально-психологических состояний и стрессовых ситуаций, напряженности внимания и возможностей человека в системе «человек — производственное оборудование — среда» [13, С. 6].

К началу 1980-х гг. отечественный дизайн вступил в пору зрелости. В 1989 г. состоялся прием лучших специалистов регионального дизайна в члены Союза дизайнеров России. Так возникли Дальневосточное отделение Союза дизайнеров РФ и Дальневосточный (Хабаровский) центр дизайна (1988 г.). В системе мирового дизайна дальневосточная организация Союза дизайнеров была коллективным членом Международной организации дизайнеров ИКСИД, входила в межведомственный Совет по проблемам дизайна при Государственном комитете СССР по науке и технике и Госкомитете по стандартам, в Координационный центр стран СЭВ [13, С. 116−117].
Экспозиция, представленная на международной выставке «Арт практики в японском саду им. Моримото», МВК ВВГУ, 2022 (Фото: © Ещенко М., пресс-служба ВВГУ)

История развития регионального дизайна



В 1983 г. в системе «Союзторгрекламы» был создан Комбинат торговой рекламы во Владивостоке — специалисты, занимавшиеся там проектами, имели статус художников-проектировщиков. Профессия же художника-конструктора была внесена в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих только в 1986 г.

Дальнейшее развитие структуры приморского регионального дизайна связано с прекращением работы дальневосточного филиала ВНИИТЭ в Хабаровске и разрушением в 1990-х гг. всей наработанной ранее системы профессиональной деятельности дизайнеров на территории Сибири и Дальнего Востока. В 1992 г. на базе ВГУЭС (с 2022 г. — ВВГУ) была создана первая в Приморье кафедра дизайна Института сервиса моды и дизайна, а затем и аспирантура по подготовке научных кадров по дизайну и технической эстетике. В 1995 г. преподавателями кафедры дизайна образована Приморская общественная организация дизайнеров, объединившая индивидуальных членов Союза дизайнеров России. На основании письма из ВНИИТЭ ректору Г. И. Лазареву в 2001 г. во ВГУЭС был создан информационно-дизайнерский центр «Дизайн_Владивосток» (директор М. Ю. Козинцева).

В 2005 г. в связи со структурной перестройкой в системе СД России, организация получила официальный статус Приморского краевого отделения Общероссийской общественной организации «Союз Дизайнеров России» (ПКО СДР). В 2007 г. «Союз Дизайнеров России» вступил в коллективные члены ICSID (Международный совет обществ промышленного дизайна), в 2011 г. — в Международную федерацию архитекторов и дизайнеров интерьера — IFI. С 2012 г. ежегодно ПКО СДР проводит выставки, конкурсы и Гостиные дизайнера к Всемирным Дням интерьера — WID. В 2022 г. это был конкурс студенческих и профессиональных работ, посвященный теме идентичности города с девизом IFI: «Гордость прошлого, стимул для будущего».

«Точно — это Владивосток»: региональная идентичность в интерьере и экстерьере на примере работ дальневосточных авторов» – доклад, представленный на Владивостокской неделе дизайна VDW — 22 спикерами, членами СД России Н. Н. Личманюк и Г. Г. Добрыниной. Международные конкурсы-выставки, посвященные 100-летию великих школ дизайна — БАУХАУЗа и ВХУТЕМАСа и 130-летию А. Родченко прошли под девизом: «В инструментарий дизайнера XXI века». Исследование Г. Г. Лыкова «Пропедевтика в архитектурно-дизайнерском образовании. 100 лет жизни метода: от Баухауза и ВХУТЕМАСа в XXI век» позволило найти корни вузовского дизайн-образования Владивостока в преемственности от школ МАРХИ и МГХПА им. С. Г. Строганова, берущих свои начала от школ 1920-х гг. — ВХУТЕМАСа и Баухауза.
Афиша международной выставки «Арт практики в японском саду им. Моримото», МВК ВВГУ, 2022

Сложности «перевода» фемоменов одной культуры на язык другой



В 2023 г. члены ПКО СДР примут участие в Первом Российско-Китайском форуме — к 200-летию основания Строгановской школы (1825−2025): «Теория и практика художественного образования: вызовы современности, традиции и национальные школы 21 века». Среди организаторов форума не только МГХПА им. С. Г. Строганова, Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Национальная Академия Дизайна, но и Китайская академия искусств в Ханчжоу, где в 2013 г. был открыт Музей дизайна выставкой на тему Баухауза, вводящей опыт европейского модернизма в систему современной проектной культуры Китая.

Тема экспозиции музея Ханчжоу в 2021 г. — «Русский авангард». Китайские исследователи дизайна признают его как своеобразный бренд России, согласны с трактовкой конструктивизма как международного тренда, направленного на синтез науки, техники и искусства, как пружины развития дизайна в России в ХХ в. В своем видении русского и советского дизайна ректор Китайской академии искусств профессор Гао Шимин (Gao Shiming) отметил 3 момента:
  • революционность искусства и представлений о будущем;
  • дизайн как духовное наполнение строительства нового мира средствами технологий и социальной революции, где искусство заново переосмысливает себя;
  • истоки современного дизайна во многом в искусстве советского авангарда [8].

Наш, отечественный дизайн (в отличии от дизайна США или фэшн дизайна Франции) практически не знаком в Китае как широкой публике, так и профессиональным художникам, и дизайнерам. Поэтому разработчикам Строгановки необходим был совместный с китайскими кураторами поиск «ключевых слов», понятий, символов, которые смогли бы стать зацепками для «опознавания» незнакомых в Китае объектов: периоды из истории государства, время войны, время строительства, общечеловеческие символы, понятие модернизма и художественного авангарда, и даже повседневные изделия легкой промышленности, доступные в СССР в 1950—1960-е гг.

Сложным оказался «дизайн-перевод» авангарда для китайской культуры, казалось бы, более открытой для нас с 1990-х гг., чем японская культура. Как же должна «европейская» для стран АТР Россия во Владивостоке позиционировать себя в регионе? И какова роль профессионального сообщества в формировании пространства региональной культуры XXI в. во Владивостоке? Вопрос актуальный, в том числе для разработки и реализации проекта Музейно-театрального комплекса федерального значения во Владивостоке, возводимого вновь без учета сложившихся локальных субкультур в регионе.

Мы неоднократно писали, что фактически Владивосток имеет шанс стать не только специализированным региональным центром («регион постоянного культурного взаимодействия, обмена и перевода феноменов одной культуры на язык другой»), но и своеобразным вторичным центром «перевода» японского искусства и дизайна на русский, а также презентации-«перевода» русского искусства авангарда и дизайна на китайский и японский. В своей культурной политике «перевода» Япония, к примеру, выступает в качестве креативной силы, способной формировать глобальные культурные феномены, отталкиваясь от своего национального восприятия мира [9].

Регулярно проводимые во Владивостоке фестивали японской культуры, выставки и мастер-классы икебаны-арт, уникальный японский сад им. Моримото во Владивостоке, выставки японской архитектуры и дизайна делают возможным во многом качественно новый межкультурный диалог во Владивостоке. Технологии ХХI в. делают возможной практически мгновенную адаптацию любого национального продукта в глобальный.

Одной из ключевых идей развития современного дизайна является поиск согласия между традиционной культурой и современными инновационными достижениями. Дизайнеры ищут пути и средства соединить накопленный веками опыт традиционной культуры в рукотворном искусстве и включить их в новые концепции и идеи дизайна [6]. Так, к «Дням интерьера WID-2022 во Владивостоке» была представлена международная выставка «Арт-практики в японском саду им. Моримото» (куратор Н. Н. Личманюк). На площадке Музейно-выставочного комплекса ВВГУ соединились как традиционные «жанры» — каллиграфия, чигире-э (техника обрывной аппликации из бумаги «васи»), суми-э (монохромная живопись тушью), так и современные — фотография и коллаж, уникальная техника ручной росписи ракушек, икебана-арт и инсталляции с природными материалами, бумагопластика и графика, а также инсталляции на тему экологичности в фэшн-дизайне. Тема идентичности города в экспозиции была представлена фотографиями Владивостокской крепости и парка им. В.К. Арсеньева, проектами интерьера рабочего пространства известного художника С. Черкасова, имя и творчество которого уже давно идентифицируется с Владивостоком.
Создание икебана в рамках мероприятия «Арт практики в японском саду им. Моримото», МВК ВВГУ, 2022 (Фото автора)

Тенденции развития экодизайна



Одна из задач современного вуза — стать проводником экологического сознания. Студенчество — период интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления интеллектуальной системы личности в целом. Поэтому так важно в жизни студента присутствие рядом практикующих специалистов, реально влияющих на обучение и развитие молодых дизайнеров (27 членов ПКО СДР — преподаватели дизайна в ведущих колледжах и вузах края) [11].

В 2005 г. Европейская экономическая комиссия ООН приняла Стратегию в области образования в интересах устойчивого развития; суть ее в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур. Известно, что не только дети, но и взрослые, хорошо знающие экологические нормы поведения, далеко не всегда ведут себя в соответствии с этими нормами. Причем, это может происходить как на осознаваемом уровне (целенаправленно), так и на неосознаваемом. Поэтому проблема соотношения экологического сознания и экологичности поведения вытекает из противоречия, обнаруживающееся между экологическим сознанием человека и его поведением в ситуациях экологического риска и соответствующего выбора [15].

Сейчас в сферу образования в интересах устойчивого развития и сферу экологического дизайна вовлекаются самые разнообразные методики и явления художественно-конструкторской практики. Автор статьи последовательно разрабатывает тему эко-психологического расширения сознания — через публикацию статей, проведение мастер-классов по икебане и выставок, авторской «Лаборатории Природы» — в формате дополнительного образования, используя площадку японского сада как природно-образовательное пространство развивающего типа.

В психологическом плане приоритетом Образования в интересах устойчивого развития должны стать экологичность экологического сознания и культуры подрастающего поколения. В свою очередь это требует особого внимания к экологичности образовательной среды в школе и вузе, как фактору, условию и средству развития коммуникативных способностей и сознания учащихся, необходимых для реализации стратегии устойчивого развития [15].

Достижение состояния вдохновения часто остается заботой каждого отдельного студента, ведь мы относимся к вдохновению как к приходящему по воле случая явлению. Эмоциональный же подход при решении творческой задачи (в отличии от решения задачи учебной) способствует расширению сознания и развитию личности студента. По мнению студентов УралГАХА, лучше убрать технические дисциплины из курса, а ввести такие предметы, как «Медитация», «Расширение сознания», добавив задания на свободную тему для пробуждения вдохновения и креатива. У студентов Владивостокского государственного университета (ВВГУ) есть возможность медитировать на территории своего вуза в японском саду им. Моримото. Этот уникальный сад, созданный по канонам японского садового искусства, вдохновляет художников и дизайнеров на творчество. В сентябре 2022 г. в пространстве японского сада был осуществлен эксперимент по созданию икебаны Н. Н. Личманюк. Результаты фотофиксации эксперимента студентами колледжа ВВГУ были представлены в экспозиции международной выставки «Арт-практики в японском саду им. Моримото». Впервые творческие эксперименты с икебаной-арт в японском саду им. Моримото провела в 2000-х гг. японский мастер Макино Миэко, объединив традиции японской икебаны и принципы европейской аранжировки [16].

Несмотря на объявление 2017 г. годом экологии в России для российского общественного сознания характерно отождествлять стратегию устойчивого развития с необходимостью природоохранных действий по сохранению окружающей природной среды, хотя узкие специалисты знают, что речь должна идти о сохранении не только природной, но и социокультурной среды. С 2008 г. ПКО СДР ежегодно проводит Конференцию «Город. Дизайн. Природа. Инновации.» экологической тематики, международный конкурс и выставку «ЭКОДИЗАЙН-2017». Особую актуальность экологическая направленность дизайна, на наш взгляд, обретает в настоящий момент для Азиатско-Тихоокеанского региона, диктуя необходимость сохранения природы и расширения экологического сознания экотуристов.

По данным Школы визуальной культуры и современных профессий BBE, спрос на услуги дизайнеров интерьера в 2022 г. вырос на 73%. Людям важно, где и как они будут жить, работать, общаться и отдыхать, поэтому они обращаются к специалистам, когда покупают квартиру или хотят изменить к лучшему в своей жизни что-то. Недавний мета-анализ 42 исследований, проведенный National Chin-Yi University of Technology («Озеленение в интерьере: как растения влияют на восприятие пространства и самочувствие человека»), показал, что помогает даже само присутствие растений в интерьере, а не только уход за ними: люди показывали лучшую эффективность при выполнении когнитивных задач, связанных с фокусировкой, сортировкой или воспоминаниями, более низкий уровень физиологического стресса и даже лучшую переносимость боли [4].

Однако современный дизайн вряд ли готов с полной компетентностью и ответственностью самостоятельно внедрять новые экологичные технологии, поэтому так важны концепции и социокультурные проекты, ориентированные на глобальную задачу формирования и развития особой экологической культуры, на воспитание в профессиональном сообществе духа природосообразности, развития в нем органичности, раскрепощения творческих потенций, изменения и гуманизации системы ценностей.
Творческие эксперименты с икебаной-арт мастера из Японии Макино Миэко в японском саду им. Моримото, 2002 г. (Фото из архива Гриванова Р., ВВГУ).

Разворот «Российской креативной недели» на Восток



В 2023 г. «Российская креативная неделя — Дальний Восток» впервые станет международной площадкой для обсуждения во Владивостоке совместных проектов и рынка экспорта товаров, кооперации со странами СНГ, ШОС и БРИКС. Главная тема — креативные партнерства и восточные векторы их развития. В программе будет представлена тема международного сотрудничества, включающего работу со странами-партнерами — Китаем, Индией, Таиландом и Казахстаном. Директор «Российской креативной недели» Марина Абрамова, отмечает: «Сейчас внешние и внутренние факторы способствуют тому, что Россия довольно быстро переориентируется на другие рынки, и одно из приоритетных направлений — азиатские площадки. Владивосток — это хаб для креативных индустрий азиатского региона, это наши восточные ворота» [12].

Выручка в области креативных индустрий на Дальнем Востоке составляет более 2% от валового регионального продукта — это 119 млрд руб. за прошедший год. В Приморье наиболее развиты следующие творческие направления: кино, анимация и графический дизайн, разработка компьютерных игр, музыка и саунд-дизайн, предметный дизайн, R&D, гастрономия, мода и дизайн одежды, арт индустрия, архитектура и урбанистика, новые медиа. Все эти индустрии будут представлены на «Российской креативной неделе».

Ключевыми вопросами форума станут консолидация креативных лидеров Дальневосточного федерального округа, креативное предпринимательство, туризм и развитие территорий. В деловой программе примут активное участие локальные команды и проекты: анимационный кластер Хабаровского края и студия «Мечталёт»; Владивостокская неделя дизайна и Владивостокская международная биеннале; кинокомпания «Сахафильм» и другие кинопроизводители; проект «Киберателье и креативные индустрии Приморья»; креативные кластеры и технопарки Владивостока, Хабаровска и Якутии; фестиваль саунд-арта и экспериментальной музыки «Sound Around Камчатка».

В. В. Ставицкий, президент «Союза Дизайнеров России», утверждает: «Несмотря на то, что наши дизайнеры последние десятилетия были главными мировыми трендсеттерами и визионерами, похвастаться внушительными цифрами отечественная индустрия не может. В 2019 г. российский рынок дизайна составил чуть больше 1 трлн руб., из которых 900 млрд руб. пришлось на промышленный дизайн. Существенного увеличение показателей стоит ждать не ранее 2030 г. Причем для этого отрасли придется приложить немалые усилия» [2].

Для стимулирования этого процесса Союзом дизайнеров были разработаны: дорожная карта развития, включающую подготовку топ-менеджмента в области дизайна для крупных корпораций и промышленности; учреждение Института дизайна и технической эстетики — исследовательский центр, разрабатывающий визионерские, наукоёмкие дизайн-стратегии для отраслей и регионов; создание Совета по дизайну с представителями индустрии дизайна, креативного бизнеса и профильных государственных структур [2].

АНО «Креативная экономика» с начала года работает в новом статусе проектного офиса — связующего звена между органами власти, бизнесом и профессиональным сообществом. Модель развития креативных индустрий в Европе не может быть реализована в России, поскольку особенности пространственного развития нашей страны иные, каждый регион самобытен. На новом этапе необходимо не только масштабировать работу, но и выстроить систему, которая повлияет на увеличение доли креативных индустрий в ВВП страны и сделает наш креативный продукт рыночным, конкурентноспособным с сохранением нашей самобытности.

Конструируя «русский путь», необходимо изучить опыт подготовки СД России и администрации г. Москвы к участию в конкурсе Всемирной организации дизайна (World Design Organization) на звание «Мировая столица дизайна — 2024». Москва вошла в число финалистов конкурса. По словам заместителя мэра Москвы Н. Сергуниной, «мегаполис старается максимально эффективно использовать дизайн с точки зрения социальной, культурной и экономической жизни города. Поэтому был сделан еще один шаг на пути к презентации нашей столицы как международной витрины уникальных идей и проектов, привлекательной для креативных предпринимателей и инвесторов» [17]. Власти столицы уже наметили планы на 2024 г., в числе которых укрепление креативной экономики, представление новых технологических решений для устойчивого городского развития. Кроме того, планируется создание успешной инфраструктуры для культуры и бизнеса, в которой дизайн будет способствовать инновациям, ориентированным на людей.


Заключение


Согласно определению Международного совета обществ промышленного дизайна (ICSID), дизайн является созидательной творческой деятельностью, цель которой состоит в том, чтобы создать многогранные качества объектов, процессов, услуг и их систем в полных жизненных циклах. Поэтому дизайн является главной движущей силой новаторской гуманизации технологий и решающим фактором культурного и экономического обмена [5].

По нашему мнению, будущее принадлежит технологиям, воспринявшим лучшие черты как восточного, так и западного подходов к инновациям и креативной экономике, начавшим строить универсальную модель создания организационного знания. Ключ к успеху лежит в многочисленных трансформациях иерархий бизнеса и дизайн-структур на пути к созданию инноваций в промышленной, образовательной и социокультурной сферах, а также в развитии г. Владивостока как международной витрины уникальных идей и проектов, привлекательной для креативных предпринимателей и инвесторов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Получится ли у нас «перевод» русского восприятия мира, творчества и креатива для стран АТР? Открытие «Международного культурно-образовательного центра развития дизайна России» как кластера экономики творчества и Музея дизайна как специализированной площадки коммуникаций во Владивостоке позволит решить ряд проблем, связанных с созданием экологического образовательного пространства для инновационной социокультурной деятельности, осуществляемой методами экологического дизайна в области дополнительного и непрерывного экологического образования; изучением лучшего мирового и отечественного опыта использования дизайна и экодизайна в промышленной, образовательной и социокультурной сферах в странах АТР; ускорением процессов интеграции российской экономики в АТР, используя инструменты дизайна и экодизайна для повышения конкурентоспособности отечественной продукции; повышением престижа Дальнего Востока России и Приморья через создание международной «Школы креатива и инноваций» и постоянно действующей «Лаборатории Природы и экодизайна», направленных на изучение и взаимодействие этно- и экологических культур стран Тихоокеанского бассейна; позиционированием Владивостока как столицы экокультурной жизни дальневосточного региона через проведение международных и региональных мероприятий; осуществлением взаимодействия между региональными центрами развития дизайна России и международными центрами развития дизайна стран АТР (Предложение Приморского краевого отделения ООО «Союз дизайнеров России» по формированию проекта основ экологической политики РФ на период до 2030 г.).
  1. В России создадут Федерацию креативных индустрий для консолидации отраслевых игроков // Российская газета. 12 ноября 2020. URL: https://rg.ru/2020/11/12/v-rossii-sozdadut-federaciiu-kreativnyh-industrij-dlia-konsolidacii-otraslevyh-igrokov.html.
  2. Внимание к человеку: как инвестиции в дизайн позволяют увеличить темпы роста бизнеса в два раза // Российская газета. 13.03.2023. URL: https://rg.ru/2023/03/13/vnimanie-k-cheloveku-kak-investicii-v-dizajn-pozvoliaiut-uvelichit-tempy-rosta-biznesa-v-dva-raza.html.
  3. Гуенков В. Сеул станет столицей мирового дизайна // Mayson Joyce. URL: https://sites.google.com/site/maysonjoyce/project-updates/enteryourmessagetotheteamhere. Дата публикации: 19 октября 2009.
  4. Двоеглазов А. Озеленение в интерьере: как растения влияют на восприятие пространства и самочувствие человека // Design Mate. URL: https://design-mate.ru/read/an-experience/landscaping-in-interior.
  5. Дизайн // Википедия – свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Дизайн.
  6. Журавская Т.М. «Обитель воображения» – ритуальное пространство японской чайной комнаты и современные дизайнеры. Поиски национальной идентичности // Мировая художественная культура ХХI века. T. 2. М.: МГХПА им. Строганова, РАХ, МАРХИ, 2021. С. 24.
  7. Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры. М.: Редакционно-издат. группа МГПХУ им. А.М. Строганова, 2000. С. 31.
  8. Курасов С.В., Лаврентьев А.Н., Зива В.Ф. Интерпретация истории российского дизайна в контексте межкультурного диалога // Мировая художественная культура ХХI века. Предметно-пространственная среда и проблемы культурной идентичности. Том II. М.: МГХПА им. Строганова, РАХ, МАРХИ, 2021. С. 16–18.
  9. Личманюк Н.Н. Вызовы АТР и вопросы самоидентификации регионального центра во Владивостоке // Мировая художественная культура ХХI века. Предметно-пространственная среда и проблемы культурной идентичности. Том II. М.: МГХПА им. С.Г.Строганова, РАХ, МАРХИ, 2021. С. 102.
  10. Личманюк Н.Н. Социокультурные аспекты развития дизайна в Приморье // Социокультурные проблемы дизайна: сб. cтатей. Ростов-на-Дону, Антей, Южный фед. университет, Южно-российский гуманитарный университет, СД России, 2008. C. 348.
  11. Личманюк Н.Н. Японский сад как пример природно-образовательной среды развивающего типа // Yugen Landscape Journal : электронный журнал. 2022. №1. С. 44–51. URL: https://yugenlandscape.ru/. – Дата публикации: 01 апреля 2022.
  12. Лучина А. Кинокомпании, музыканты, бизнес: чего ждать от «Российской креативной недели» во Владивостоке // Комсомольская правда. 29 марта 2023. URL: https://www.dv.kp.ru/online/news/5201085/.
  13. Малкин А.Я. Эволюция дизайна на Дальнем Востоке России: 80–90-е гг. столетия: Монография. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005.
  14. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. С. 288.
  15. Панов В.И. Психологические и педагогические аспекты стратегии устойчивого развития (вступительная статья) // Экопсихологические исследования – 5: сборник научных статей. Пермь: ОТ и ДО, 2018. С. 18.
  16. Песнь цветов Миэко Макино // Владивосток, № 1966, 20.06.2006. URL: https://vladnews.ru/ev/vl/1966/93099/pesn_cvetov.
  17. Сергунина: Москва вышла в финал конкурса «Мировая столица дизайна – 2024» // Информационный центр Правительства Москвы. URL: https://icmos.ru/news/sergunina-moskva-vyshla-v-final-konkursa-mirovaya-stolitsa-dizayna-2024.
Для цитирования:
Личманюк Н.Н. К проблеме формирования пространства региональной культуры
и дизайна XXI в. во Владивостоке // Yugen Landscape Journal : электронный журнал. 2023. № 2. URL: yugenlandscape.ru/2023/design-formation-vladivostok. Дата публикации: 01 апреля 2023.

For citation:
Lichmanyuk N.N. To the problem of regional culture and design formation of the 21st century in Vladivostok. Yugen Landscape Journal. 2023, No. 2. URL: yugenlandscape.ru/2023/design-formation-vladivostok.
О журнале
Электронное сетевое периодическое научно-популярное издание «Yugen Landscape Journal», №2, 2023
Учредитель и издатель
C.А. Мостовой
Главный редактор
C.А. Мостовой
Редакционный совет
Н.В. Ершова, к.э.н.,
М.Е. Игнатьева, PhD (Австралия),
Д. Иманиси, PhD (Япония),
А.С. Мостовая,
С.А. Мостовой, к.и.н.
Зам. гл. редактора
А.С. Мостовая
Дизайн и верстка
С.А. Мостовой
Дата публикации
01 апреля 2023 г.
На обложке
Проект «умного города» Toyota Wowen City (Фото: ©Toyota Woven City)
Обратиться в редакцию
yugenland@mail.ru
(984) 146-40-52
Официальный сайт
yugenlanscape.ru
Регистрация
ISSN 2782-5388
Сетевое издание зарегистрировано в Роскомнадзоре. Рег. № СМИ Эл № ФС77-80766 от 09 апреля 2021 г.
Авторские права
Перепечатка, воспроизведение и иное использование опубликованных материалов допускается только с разрешения редакции и при соблюдении действующих норм защиты авторских прав. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Редакция не несёт ответственность за точность и достоверность сведений, приводимых авторами.
© Yugen Landscape Journal (СМИ), 2023
Все права защищены