Yugen Landscape Journal

Шумаков Николай Иванович

90 лет Союзу архитекторов России. История в лицах

Народный архитектор РФ, президент Союза архитекторов России, Москва

90th Anniversary of The Union of Architects of Russia. History in faces

The Union of Architects of Russia in honor of its 90th Anniversary within the preparation for the XXX International Architectural Festival "Zodchestvo" released the anniversary book "Architecture of Russia. NOVUS ARTE". The introductory article written by Nikolay Shumakov, Russian architect, President of The Union of Architects of Russia and President of The Union of Moscow Architects, is republished with the permission of the author and The Union of Architects of Russia in the current issue of the "Yugen Landscape Journal".

1 апреля 2023
publication online: april 1, 2023

Nikolay Shumakov | Architect, President of The Union of Architects of Russia, Moscow, Russia

12+
история
Союз архитекторов России в честь своего 90-летия и в рамках подготовки к ХХХ Международному архитектурному фестивалю «Зодчество» выпустил юбилейный каталог «Архитектура России. NOVUS ARTE». Вступительную статью для него написал Николай Шумаков, народный архитектор РФ, президент Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов. С разрешения автора и согласия Союза архитекторов России журнал «Yugen Landscape Journal» публикует статью в этом номере.

90 лет назад началась история отечественного Союза архитекторов. Много это или мало? Для человека, чей возраст в лучшем случае определяется столетием, — много, целая жизнь. Для истории, которая пишется веками и измеряется тысячелетиями, — это всего лишь мгновение, лёгкий штрих… Или просто запятая, стоящая между перечислением вех, обозначающих изгибы и повороты причудливой судьбы зодческого искусства от первых пещерных поселений до межгалактических станций. Сегодня ведь и там, наряду с малыми и большими городами тоже протекает жизнь современных поколений… Так можно ли объективно определить роль отдельных личностей и выявить степень значимости их деятельности в Союзе архитекторов хотя бы за прошедшие 90 лет? И кто возьмётся вынести этот вердикт, не опасаясь оказаться неблагодарным потомком или быть неверно понятым коллегами по архитектурному сообществу?
Архитектура России. NOVUS ARTE, 2022
Каталог «Архитектура России. NOVUS ARTE» не претендует на роль истины в последней инстанции. Это всего лишь попытка увидеть в хронологии событий некий знак вечного торжества архитектурного творчества над обыденностью, таланта над посредственностью, разума и воли над бездеятельностью и апатией. А ещё это настоятельная необходимость для всех нас, прежде всего для молодых архитекторов, обновить в памяти имена тех, кто стоял у истоков создания Союза архитекторов, кто отдал много сил и энтузиазма профессиональному содружеству зодчих.

NOVUS ARTE — «новое искусство» — это устойчивое латинское выражение не случайно вошло в название книги. 90-е годы прошлого века стали отправной точкой нового вектора развития архитектуры. Невзирая на экономические трудности и постепенно нарастающий строительный бум, архитектура стала более свободной. На смену жёсткому контролю крупных проектных институтов пришла творческая энергия частных архитектурных бюро, появились новые формы, материалы, новые идеи, которые с энтузиазмом взялись воплощать независимые архитекторы.

Возведённые по индивидуальным проектам здания и жилые комплексы, необычные решения общественных пространств не всегда получали единодушную положительную оценку архитектурного сообщества. Но это объяснимо: одним росчерком пера была уничтожена одна страна и на смену ей провозглашена другая, новая Россия. И архитектура как самый массовый вид искусства приняла на себя и этот слом, и новую энергию, и совершенно иную идеологию современного градостроительства. Именно в 1990-е годы зарождается уникальное явление: в Москве ежегодно проводится Международный архитектурный фестиваль «Зодчество», который поддерживают все союзы архитекторов на постсоветском пространстве, а также Международный Союз архитекторов и на который съезжается вся российская и мировая зодческая элита. В этом году в Москве пройдёт юбилейный XXX фестиваль «Зодчество», и это тоже — очередная веха в истории профессионального российского архитектурного сообщества нового времени.

Аккумулятором идей нового этапа в архитектурной истории страны стал обновлённый Союз архитекторов России. Его работа не прерывалась с момента создания в 1932 году, но именно 90-е годы XX века стали точкой отсчёта для архитектуры нового времени. Поэтому в книге мы непременно заглянем в историю создания союза, но более подробно остановимся именно на последнем тридцатилетнем этапе его работы.

Во время различных встреч, на всех архитектурных мероприятиях мы неизменно затрагиваем тему членства в Союзе архитекторов. Сетуем на то, что союз стремительно стареет, что молодёжь не слишком активно включается в работу, что многие начинания и творческие идеи не находят отклика в сообществе. Приводим в пример себя, старшее поколение архитекторов, для кого членский билет СА был волшебным документом, дающим пропуск туда, где обитали небожители — маститые и опытные профессионалы. Так и было. Но время меняет нашу действительность с гораздо большей скоростью, чем каждый оценивает это на собственном уровне мышления. И если в прежние времена у члена Союза архитекторов могли быть некоторые привилегии, то сейчас у всех нас, обладателей заветной красной книжечки, есть только одна привилегия: всё своё свободное время посвящать общественной работе на ниве архитектуры. Готовить и проводить встречи, мероприятия, творческие конкурсы, выездные лекции, встречи, мастер-классы, — всё, что может оживить и наполнить смыслом жизнь профессионального объединения и тех, кто готов быть вовлечённым в эту работу на благо профессии.

Итак, 1932 год. Совещание руководящих органов и актива архитектурных объединений. Доклад архитектора Виктора Веснина «О реорганизации архитектурных обществ…», в результате чего было принято решение создать единое архитектурное общество — Союз советских архитекторов. Тогда же утвердили состав правления, главной задачей которого было подготовить и провести учредительный съезд вновь созданного союза. Он состоялся в июле 1937 года, продолжался одиннадцать дней и закончился выборами руководителя.
Алабян Каро Семёнович
Ответственный секретарь правления СА СССР 1937−1950
Центральный академический театр Российской Армии, Москва, арх. Алабян К.С., Симбирцев В.Н.
Ответственным секретарём Союза советских архитекторов на долгие годы был избран Каро Семёнович Алабян — самый молодой руководитель СА за всю историю его существования вплоть до наших дней. Сорокалетний Алабян был в те годы уже весьма известным архитектором, добившимся успеха в профессии, автором многих знаковых объектов в Москве и других городах СССР. В период его руководства союзом активно заработал Центральный Дом архитектора, развивался Дом творчества «Суханово» и другие дома отдыха архитекторов. В те же годы был учреждён Архитектурный фонд, который содействовал повышению квалификации членов союза, помогал им решать вопросы социального и медицинского характера. Это были годы высочайшего авторитета творческого союза, когда руководство страны возлагало на него решение многих вопросов, в отдельных случаях делегируя союзу функции профильного ведомства. Следует сказать, что Каро Алабян использовал все возможности для того, чтобы созданный в годы Великой Отечественной войны Комитет по делам архитектуры не смог поглотить или даже нивелировать деятельность Союза архитекторов. Какое-то время это ему удавалось, но к началу пятидесятых отношения с руководством страны были испорчены, и стало понятно, что наступает время перемен. Можно по-разному оценивать личность Каро Алабяна, но его авторитет и профессионализм во многом и на долгие годы обеспечили Союзу архитекторов прочные позиции, позволявшие популяризировать архитектурную профессию.
Чернышёв Сергей Егорович
Первый секретарь правления СА СССР 1950−1955
Главное здание Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, арх. Иофан Б.М., Руднев Л.В., Чернышёв С.Е., Абросимов П.В., Хряков А.Ф., Насонов В.Н.
В 1950 году на очередном съезде первым секретарём правления Союза советских архитекторов был избран Сергей Егорович Чернышёв, с 1934 по 1941 годы бывший главным архитектором Москвы, один из соавторов Генплана Москвы 1935 года. Мощная фигура, градостроитель, преподаватель, опытный управленец, он смог удержать союз на завоёванных позициях. Однако даже такая личность как Чернышёв не был готов к страшному удару, нанесённому не столько организации, сколько самой архитектуре. Мы все знаем известное постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Оно было опубликовано 4 ноября 1955 года. Но уже за год до этого, 30 ноября 1954 года открылось Второе Всесоюзное совещание строителей, архитекторов и работников промышленности строительных материалов. Фактически именно там уже было принято ещё не прописанное на бумаге решение, которое можно охарактеризовать как ликвидацию социалистической архитектуры. Итак, два «чёрных ноября» 1954 и 1955 годов уже подготовили почву к тому, что всё будет меняться — и в архитектуре, и в том, что касается деятельности творческого союза. Так и случилось.
Абросимов Павел Васильевич
Первый секретарь правления СА СССР 1955–1961
Сразу же после выхода постановления 1955 года, в том же ноябре созывается Второй Всесоюзный съезд архитекторов. Союз советских архитекторов переименовывается в Союз архитекторов СССР, а его первым секретарём избирается Павел Васильевич Абросимов, один из авторов проекта комплекса МГУ имени М. В. Ломоносова на Ленинских горах. Как и Чернышёв, он представлял ленинградскую школу, был выпускником Ленинградской Академии художеств. Абросимов принял на себя всю тяжесть последствий этого постановления: архитекторов лишали положенных премий, отзывали наградные документы, снимали почётные звания… И тем не менее во всём, что касалось работы творческого союза, позиция Абросимова отражала взгляды опытного мастера, человека, блестяще владевшего зодческим мастерством. Его коллеги из Москвы, Ленинграда, Баку до сих пор помнят и самого Абросимова, и его работы. В 2021 году в азербайджанском издательстве Gabala Image Press вышла книга, посвящённая творчеству Павла Абросимова. Она называется Major Art Reflections («Важные размышления об искусстве»). Её автор Ильяс Низерли с бесконечным уважением пишет о российском архитекторе, детство и юность которого прошли в Баку. Будем ждать, когда эта книга появится и в России, так как масштаб личности Павла Абросимова и его вклад в становление нашего союза огромны.

В декабре 1960 года Абросимову исполнилось 60 лет. Творческий вечер, посвящённый юбилею, состоялся в Центральном Доме архитектора 21 февраля 1961 года, а через месяц Павел Васильевич скончался. На посту руководителя Союза архитекторов его сменил Александр Васильевич Власов.
Власов Александр Васильевич
Первый секретарь правления СА СССР 1961–1962
Большая спортивная арена олимпийского комплекса «Лужники», Москва, арх. Власов А.В., Рожин И.Е., Уллас Н.И., Хряков А.Ф.
Выборы состоялись на Третьем съезде ССА в мае 1961 года. К этому времени Александр Власов — орденоносец, лауреат Ленинской и Сталинской премий — уже прошёл блестящую школу «Моспроекта», где возглавлял легендарную мастерскую № 2, затем шесть лет был главным архитектором Киева, пять — главным архитектором Москвы. Чтобы понять масштаб личности Власова и его авторитет в архитектурном сообществе, достаточно сказать, что выборам 1961 года предшествовали события, которые другого человека могли бы навсегда лишить воли и стремления заниматься профессией и продолжать творческую деятельность. В 1955 году Александра Власова не просто сняли с поста главного архитектора Москвы. В постановлении ЦК КПСС и Совмина СССР от 4 ноября 1955 года в числе других известных архитекторов его признали виновным в увлечении «внешним декорированием, которое вело к нерациональному расходованию бюджетных средств». Однако это не помешало тому, что практически в то же время Власов стал президентом Академии строительства и архитектуры СССР и продолжал активно работать в Союзе архитекторов. Но этот период длился недолго. С момента его избрания на пост руководителя союза и до ухода из жизни прошло всего полтора года…
Орлов Георгий Михайлович
Первый секретарь правления СА СССР 1963–1981
Следующий этап жизни архитектурного сообщества отмечен самым долгим в истории Союза архитекторов пребыванием на посту руководителя одного человека. В апреле 1963 года первым секретарём правления был избран Георгий Михайлович Орлов, проработавший в этой должности восемнадцать лет. Ученик братьев Весниных, один из создателей новаторских градостроительных теорий 1920−1930-х годов, народный архитектор СССР, он, как и его предшественники, в полной мере ощутил и разделил все беды, постигшие отечественную архитектуру того периода. Его избрание практически совпало ещё с одним чудовищным ударом, нанесённым профессии: в 1963 году была ликвидирована Академия строительства и архитектуры СССР.

И всё же с приходом Орлова в Союзе архитекторов началось формирование атмосферы профессиональной солидарности и взаимопомощи. Активнее велась работа с молодёжью, начали возрождаться смотры дипломных работ выпускников архитектурных школ. Стали систематическими выезды в регионы. Едва ли не каждый месяц организовывались выездные семинары по повышению квалификации архитекторов. Учитывая огромную территорию страны, формировались зональные (ныне межрегиональные) объединения, создавались новые творческие комиссии (ныне советы).

Наряду с умением определять приоритеты в решении сугубо внутренних архитектурных задач Орлов обладал высоким авторитетом среди зарубежных коллег. Активно работал с Международным союзом архитекторов, был вице-президентом, первым вице-президентом, а затем и президентом МСА (1972−1975).
Полянский Анатолий Трофимович
Первый секретарь правления СА СССР 1981–1987
На Седьмом съезде архитекторов СССР в мае 1981 года руководителем Союза архитекторов становится народный архитектор СССР Анатолий Трофимович Полянский.

Чтобы понять масштаб личности Полянского, достаточно перечислить всего несколько объектов этого архитектора, по которым читается архитектурная эпоха в несколько десятилетий: павильон СССР на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе, Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» (1960−1970), комплекс Монумента Победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе (1982−1991). Лауреат многочисленных государственных премий, профессор МАРХИ, доктор архитектуры Анатолий Полянский вместе с союзом переживал начало и расцвет перестройки. Всеми силами поддержал и помог новому творческому объединению — Союзу архитекторов РСФСР, постановление о создании которого вышло в 1981 году. Его председателем становится ещё одна мощнейшая фигура в архитектурном сообществе — Александр Григорьевич Рочегов. Собственно, во многом именно Рочегову обязан своей сегодняшней жизнью Союз архитекторов России как национальное творческое профессиональное объединение. Народный архитектор СССР Рочегов руководил Союзом архитекторов РСФСР вплоть до распада СССР, и в 1992 году принял на себя обязанности президента обновлённой национальной Академии архитектуры и строительных наук (РААСН).
Рочегов Александр Григорьевич
Председатель правления Союза архитекторов РСФСР 1981–1992
Платонов Юрий Павлович
Первый секретарь правления СА СССР Президент Союза архитекторов СССР 1987–1992
В июне 1987 года состоялся Восьмой (последний) Съезд советских архитекторов, на котором руководителем Союза был избран Юрий Павлович Платонов. Это был уже период нашей новейшей истории, время не только перемен в архитектуре, но и глобального перехода к новой жизни. С Юрием Павловичем Платоновым многих из нас связывала многолетняя дружба, множество совместных проектов, большая работа в секциях и отделениях союза в Москве и регионах. Огромное значение в этот период имело сотрудничество и содружество двух организаций: СА СССР и СА РСФСР. Во многом благодаря профессиональному таланту их руководителей — народных архитекторов СССР Ю. П. Платонова и А. Г. Рочегова, пониманию ими происходящих геополитических событий наш отечественный Союз архитекторов смог почти безболезненно пережить декабрь 1991 года и все последующие за этим изменения и структурные реорганизации.

К моменту распада СССР за десять лет активной работы российский Союз успел стать вполне дееспособной организацией, принявшей на себя функции национального профессионального архитектурного объединения.
Мост Богдана Хмельницкого, Москва, арх. Платонов Ю.П.
Гнедовский Юрий Петрович
Президент Союза архитекторов России 1992–2008
Почётный президент Союза архитекторов России с 2008 г. – наст. время
С 1992 года начинается совершенно новый этап в жизни Союза архитекторов. Новая Россия, новая архитектура, новые имена и кумиры, новое осознание миссии архитектора на сломе эпох. И на этом этапе нашему содружеству повезло оказаться в профессиональных и крепких руках первого президента Союза архитекторов России, народного архитектора РФ Юрия Петровича Гнедовского, который возглавлял Союз до 2008 года, а с 2008 года является Почётным президентом СА России.

Начало деятельности Ю. П. Гнедовского на посту президента совпало с самыми трудными и непредсказуемыми временами, когда вместе с судьбой обновлённого государства обретало новые черты и творческое содружество российских архитекторов. Ломались привычные границы территорий, и ровно таким же изменениям подвергались судьбы людей, некогда объединённых одним профессиональным союзом. Нужно было обладать огромным терпением, мужеством и недюжинной волей, чтобы сохранить идеалы профессии не только в России, но и на всём постсоветском пространстве.

Юрий Петрович Гнедовский и сегодня — непререкаемый авторитет в нашем творческом сообществе. К его мнению прислушиваются архитекторы разного профессионального уровня, разных взглядов и поколений. Это человек поистине энциклопедических знаний и широкого кругозора, имеющий свой взгляд на архитектуру, на общество, на то, каким должен быть современный зодчий. Он по-прежнему востребован профессией, его проекты многократно побеждали на всевозможных конкурсах национального и международного уровней. Его работы, отмеченные в разные годы высокими премиями и наградами, считаются эталоном зодческого искусства.
Боков Андрей Владимирович
Президент Союза архитекторов России 2008–2016
Почётный президент Союза архитекторов России с 2016 г.
Макет застройки района Ходынского поля, Москва, арх. Боков А.В.
В октябре 2008 года на VIII съезде Союза архитекторов России президентом был избран Андрей Владимирович Боков. В течение восьми лет возглавлял он российское архитектурное сообщество, сочетая общественную деятельность с яркой профессиональной карьерой. Его проекты реализованы в разных городах страны, но столице повезло больше других. Москвич по рождению, Андрей Владимирович — автор многих знаковых работ, которые стали неотъемлемой частью Москвы. Особое место среди них занимают реализованные проекты зрелищных зданий и спортивных сооружений. Это музей Владимира Маяковского и музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, литературный музей Пушкина и здание театра Et cetera. Реконструкция комплекса зданий Московской консерватории, футбольные стадионы «Локомотив», ЦСКА, Крытый конькобежный центр в Крылатском, ледовый дворец «Мегаспорт». Андрей Владимирович по-прежнему принимает активное участие в работе Союза архитекторов России, с 2016 года является Почётным президентом СА России, членом правления СА России. Помимо этого, возглавляет Московское отделение Международной академии архитектуры (МААМ).

Очень сложно говорить о современниках, не впадая в откровенную лесть или поверхностную оценку их работы. А точнее, нашей общей работы, потому что в этом обзоре мы уже подошли к нынешнему периоду жизни Союза архитекторов. И это уже практически современный мир нашего архитектурного сообщества. Вместе мы разрабатываем планы нашей работы, вместе создаём формат архитектурных фестивалей, вместе переживаем трудные времена, не отчаиваясь и не отступая от намеченных целей, вместе радуемся успехам коллег — членов нашего отечественного Союза архитекторов.

И сегодня мы тоже вместе — разные, непохожие друг на друга, но преданные профессии, в которой вся наша жизнь, творчество, надежды и обязательства. «Архитектура России. NOVUS ARTE». Это девяносто лет уже пройденного пути и ближайшее десятилетие, в котором российской архитектуре предстоит выйти на новый уровень высокого искусства. Я в этом уверен. Так должно быть, и так будет.

Публикуется с согласия Союза архитекторов России (uar.ru). Редакция журнала выражает благодарность Союзу архитекторов России и лично Софье Никитичне Романовой за предоставленные материалы.
Для цитирования:
Шумаков Н.И. 90 лет Союзу архитекторов России. История в лицах // Yugen Landscape Journal: электронный журнал. 2023. № 2. URL: https://yugenlandscape.ru/2023/uar90. Дата публикации: 01 апреля 2023.

For citation:
Shumakov N.I. 90th Anniversary of The Union of Architects of Russia. History in faces. Yugen Landscape Journal. 2023, No. 2. URL: https://yugenlandscape.ru/2023/uar90.
О журнале
Электронное сетевое периодическое научно-популярное издание «Yugen Landscape Journal», №2, 2023
Учредитель и издатель
C.А. Мостовой
Главный редактор
C.А. Мостовой
Редакционный совет
Н.В. Ершова, к.э.н.,
М.Е. Игнатьева, PhD (Австралия),
Д. Иманиси, PhD (Япония),
А.С. Мостовая,
С.А. Мостовой, к.и.н.
Зам. гл. редактора
А.С. Мостовая
Дизайн и верстка
С.А. Мостовой
Дата публикации
01 апреля 2023 г.
На обложке
Проект «умного города» Toyota Wowen City (Фото: ©Toyota Woven City)
Обратиться в редакцию
yugenland@mail.ru
(984) 146-40-52
Официальный сайт
yugenlanscape.ru
Регистрация
ISSN 2782-5388
Сетевое издание зарегистрировано в Роскомнадзоре. Рег. № СМИ Эл № ФС77-80766 от 09 апреля 2021 г.
Авторские права
Перепечатка, воспроизведение и иное использование опубликованных материалов допускается только с разрешения редакции и при соблюдении действующих норм защиты авторских прав. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Редакция не несёт ответственность за точность и достоверность сведений, приводимых авторами.
© Yugen Landscape Journal (СМИ), 2023
Все права защищены